Краткое описание
Вебинар раскрывает основные вопросы по самоопределению подростков. В первую очередь личностное самоопределение – это понимание себя, своих ценностей и убеждений, своих смыслов и мотивов, своих сильных и слабых сторон, и т.д. Важно учитывать, что это понимание не формируется одномоментно. В процессе самопознания есть важные этапы, некоторые из которых требуют времени, а некоторые весьма болезненные. Осознанный выбор своей будущей профессии (сделанный на основании понимания своих способностей и особенностей, которые помогут реализовать свои ценности и смыслы) возможен только после прохождения процесса личностного самоопределения.
Расширенное описание
Личностное самоопределение (ЛСО) – ядро и ключевая методика системной профориентации. Она продолжает работы выдающихся ученых в области психологии и педагогики – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Г.В. Резапкиной. Она же — является продолжением здравого смысла, в которой постижение мира начинается с постижения самого себя (Nosce te ipsum).
ЛСО – в первую очередь это понимание и принятие себя, осознание своих ценностей и убеждений, смыслов и мотивов, понимание своих сильных и слабых сторон, и т.д. Без прохождения этапов личностного самоопределения не может сложиться самоопределение профессиональное. Пропущенный в подростковом возрасте процесс ЛСО часто отражается в так называемом кризисе среднего возраста, когда острее ощущается непонимание себя, потеря восприятия своей личности, невозможность определения смысла своей жизненной деятельности.
Прохождение этапов личностного самоопределения имеет ряд сложностей.
- Большинству подростков (и взрослым) тяжело осознавать правду о себе, болезненно отказываться от защитных иллюзий. Требуются силы и время, чтобы признать реальную картину и поддерживать мотивацию для работы над своим развитием.
- Неадекватное самовосприятие, когда самооценка может быть завышена (человек преувеличивает свои таланты и способности) или занижена (человек сужает круг своих возможностей).
- Ошибочная уверенность в полноте своих представлений о себе. Обычно складывается из-за того, что подростки не знают, а какие вообще знания о себе могут быть. «Узкая» и «ригидная» картина мира только усиливают эту проблему.
Именно поэтому так важна роль наставника (педагога / психолога / профориентолога / родителя и др.), сопровождающего подростка на пути личностного самоопределения.
Этапы личностного самоопределения охватывают период с 10 до 18+ лет. Кульминация процесса приходится на возраст в 14 лет. Но, во-первых, возрастные периоды даны условно. Т.к. познание себя – индивидуальный процесс и у всех проходит по-разному. Во-вторых, основа личности закладывается в детском бессознательном возрасте (когда в процессе воспитания формируются ценностные установки). А впоследствии она лишь выходит на осознаваемый уровень. Следует также понимать, что само по себе самоопределение продолжается всю нашу жизнь. Но ключевой этап личностного самоопределения начинается именно в подростковом возрасте. И его пропуск или неполноценное «прохождение» крайне негативно влияют на всю дальнейшую жизнь человека.
Описание этапов сопровождения ЛСО:
В 10-12 лет (этап пропедевтики самоопределения) ученикам предоставляются основные знания о самом себе (какими могут быть эти знания), демонстрируется возможность понимания себя (что это достижимо), проводится обучение навыкам самоанализа. Умение быть внимательным к своим мыслям и состоянию – важное условие для прохождения ЛСО. Оказывается помощь в построении и расширении представлений о мире, что является важным для общего развития и правильного самопонимания. Обеспечивается знакомство с разнообразными занятиями, чтобы, прислушиваясь к себе, подросток мог обнаружить свои интересы и способности.
В 12-14 лет у подростков начинается активный процесс самопознания, который постепенно приводит к желанию узнавать о себе всё больше. При наличии занятий, соответствующих интересам и способностям, подростку легче принять себя. Потому что он не начинает с нуля, в отличие от сверстников, которые впервые анализируют себя.
В возрасте 14-16 лет происходит принятие себя, продолжение самопознания, начало экспериментов и осознанных изменений. Также в этот период задаются сложные вопросы, на которые нужно честно отвечать самому себе. В этом возрасте любые поступки оцениваются с точки зрения их восприятия другими сверстниками. Также это период, когда подросток наедине и в социуме — это две очень разные личности.
В возрасте 16-18+ наступает «время свободы», время честных вопросов и выбора. Необходимо стремиться помогать задавать и отвечать на эти вопросы, расширяя разнообразие тем. Важно, чтобы в этот период была сформирована привычка честного и глубокого самоанализа.
У каждого возрастного этапа есть внутренние под этапы. Чаще всего проходящие по циклу: «я это (и так всё) знаю – (оказывается, ) я это не знаю – я это не принимаю (отрицаю) – принимаю, пробую – иду вперед!». И на этапе «отрицания» помощь в сопровождении подростка необходима на каждой возрастной ступеньке.
Инструменты сопровождения личностного самоопределения помогают инициировать размышления о самом себе, о своем отношении к поднятой теме. Показывают многообразие возможных представлений о личности и о мире. Также они помогают преодолевать стадию «отрицания», ускоряют стадию «принятия» и выводят на «развитие».
Практические инструменты
Платформа самоопределения для подростков Iz-i.ru – в данный момент времени состоит из набора бесплатных мини-игр, помогающих в самооценке, самоанализе и самопознании. Предполагается запуск полноценной платформы со встроенной методикой «векторной диагностики».
Дневник самоопределения (скетчбук) «Я» – помогает подростку задаться важными вопросами для того, чтобы лучше понять самого себя. В Дневнике используется принцип «активизирующего инструмента». Не так важно, насколько тщательно школьник заполнит Дневник – важно, чтобы он увидел сами вопросы и задумался над возможными ответами.
Комплекс диагностических тестов «Грани личности» – основан на одноименной методике Галины Владимировны Резапкиной. Содержит набор тестов, разделенных на 4 грани личности: профессиональные интересы и склонности, личностные особенности, особенности мышления и направленность личности.
Притчи «Псифора» – инструмент личностного самоопределения, позволяющий найти свою мотивацию на учебу, рост профессиональных навыков и компетенций. Притчи также помогают разобраться в важных профориентационных темах.
Тест «Профитип» – профориентационный тест на определение склонности к типу профессии (человек-знак, человек-техника и т.д.), содержит отдельные задания для девушек и юношей, все вопросы иллюстрированы и составлены максимально понятно для подростков.
Фильм-видеоурок «Как и какую профессию выбрать» – представляет собой сжатое изложение важных профориентационных тем, влияющих на процесс выбора профессии. Зачем выбирать профессию? Как не заблудиться в мире профессий? Ради чего стоит трудиться? Как узнать больше о себе? Формула выбора профессии. Какие образовательные траектории возможны после школы? И др.).
Игровые модули «Профессионально важные качества» и «Карьерная лестница» – набор дидактических материалов для проведения неограниченного количества игровых занятий со средними и старшими классами. Игровые модули погружают в многообразие мира профессий. Помогают разобраться в такой сложной теме, как карьерная лестница. А также учат соотносить профессионально важные качества с личными качествами.
Опросник-навигатор «Всеумел» – помогает сориентироваться в актуальных профессиях рынка труда. Отсортировать и отфильтровать профессии по востребованности, заработной плате, сроку обучения, работе онлайн, интеллектуальной и физической сложности, условиям труда, а также ОВЗ. Прохождение опросника помогает изучить разные критерии и их влияние на выбираемые профессии, а также узнать о подходящих профессиях.
Дополнительные материалы
Текстовые материалы
- Статья «Методически значимые моменты в личностном самоопределении»
- Статья «Профориентация – это борьба за души»
- Статья «Что нужно знать родителям о профориентации»
- Статья «IZ-I: зачем мы это всё затеяли?»
- Статья «Диагностика в тестах»
- Статья «Как помочь детям найти свое место в жизни. Основные положения образовательной области «Самоопределение»»
- Статья «Нравственное развитие школьников: упущенные возможности»
- Статья «Главное измерение личности»
- Больше статей о самоопределении на сайте, посвященном памяти Г.В. Резапкиной – rezapkina.ru
Видеоматериалы
- Видеодоклад «Воспитание и самоопределение в проекте «Грани личности» Г.В. Резапкиной» (докладчик – А. Смирнов)
- Видеовыступление «Цифровые инструменты самоопределения» (докладчик – И. Бартош)
- Видеовыступление «Онлайн-игры по самоопределению» (докладчик – И. Бартош)
Рекомендуемые вебинары по теме
Вебинар | Краткий анонс |
«Основы системной профориентации». | Вебинар знакомит с методикой системного подхода в профориентации. Этот подход помогает найти ответы на вопросы «Какой я?», «Каковы мои цели и ценности?», благодаря которым проще ответить на вопрос «Какую профессию выбрать?». |
«Системная профориентация. Как составить программу занятий и тематический план с 1 по 11 классы». | В этом вебинаре представлены рекомендации по разработке программы занятий с 1 по 11 класс по методике системной профориентации. |
«Методика «Грани личности» Галины Владимировны Резапкиной». | Вебинар, знакомящий с подходом Г.В. Резапкиной к вопросам личностного и профессионального самоопределения. Рассматривается изучение личности по 4 граням: профессиональные интересы и склонности, личностные особенности, особенности мышления и направленность личности. Обосновывается важность определения ценностной ориентации личности. |
«Мастер-класс по работе с игровыми материалами и материалами по самоопределению в средней школе». | Обзор игры «Профи Плюс», игровых модулей «Карьерная лестница и профессионально важные качества», теста «Профитип», профориентационных притч «Псифора», скетчбука «Я» и мини-игр по самопознанию «Из-Ай». |
«Мастер-класс по работе с инструментами профориентации, социальной адаптации и трудоустройства, а также с инструментами психологической поддержки и мотивации для взрослых людей и возрастных соискателей». | Обзор фильма-видеоинструкции «Лайфхак по трудоустройству», рабочей тетради «Полезные советы по трудоустройству», опросника-навигатора «Всеумел», видео и аудиопритч «Псифора», упражнений и методик управления эмоциями, страхом и стрессом «Псифора», рабочего блокнота «Чего боятся страхи», фильма «Всеумел. Лайфхак от Петровича», рабочего блокнота «Как найти работу, если вам за 50?». |
Дата ближайшего вебинара: 12 ноября 2024 г.
Для записи на вебинар перейдите на страницу площадки: VirtualRoom