Краткое описание
Рынок труда – место, где вчерашние ожидания сталкиваются с сегодняшней реальностью. Чтобы это столкновение было безболезненным, важно понимать, как устроен рынок труда и как в нем ориентироваться, каковы его тренды и как их прогнозировать.
В ходе встречи участники получат информацию:
- Об основных понятиях рынка труда, его видах и о возможностях вне рынка труда.
- О том, чем отличаются массовые профессии от востребованных и почему важно в этом разбираться в целях профориентации.
- О портрете профессии и портрете соискателя.
- О реальной конкуренции на рынке труда и о том, как и зачем ее определять.
- О том, кого нет на рынке труда, но о них стоит рассказать школьникам.
- Об основных индикаторах и о том, как прогнозировать предстоящие изменения на рынке труда.
Практические инструменты
Опросник-навигатор «Всеумел» – помогает сориентироваться в актуальных профессиях рынка труда. Отсортировать и отфильтровать профессии по востребованности, заработной плате, сроку обучения, работе онлайн, интеллектуальной и физической сложности, условиям труда, а также ОВЗ. Прохождение опросника помогает изучить разные критерии и их влияние на выбираемые профессии, а также узнать о подходящих профессиях.
Атлас современных профессий Навигатум – инструмент навигации в мире современных профессий, специальностей и должностей с автоматическим обновлением информации актуального состояния рынка труда по России и каждого региона в отдельности.
Полезная аналитика на сайте https://rutrud.com/.
Дополнительные материалы
Текстовые материалы
- Статья в журнале «Экономика труда»: «Цифровая модель рынка труда: ключевые аспекты работы программного комплекса».
- Статья в журнале «Интерактивное образование»: «Интеграция урока информатики и профориентационного занятия по теме «Анализ рынка труда»».
- Публикация на портале «Рынок труда в России»: «Сколько людей работает не по специальности?».
- Статья на странице “НАВИГАТУМ. Игровые профориентационные материалы” ВКонтакте: «Цифровая таксономия профессий».
- Проект Цифровая модель рынка труда.
Видеоматериалы
- Видеодоклад «Цифровая модель рынка труда» (2024 г.) (докладчик – А. Смирнов).
- Видеодоклад «Цифровая модель рынка труда» (2023 г.) (докладчик – А. Смирнов).
- Видеодоклад «Про профессии, зарплаты и образование на рынке труда» (докладчик – А. Смирнов).
Рекомендуемые вебинары/мастер-классы
«Основы системной профориентации». | Вебинар знакомит с методикой системного подхода в профориентации. Этот подход помогает найти ответы на вопросы «Какой я?», «Каковы мои цели и ценности?», благодаря которым проще ответить на вопрос «Какую профессию выбрать?». |
«Системная профориентация. Как составить программу занятий и тематический план с 1 по 11 классы». | В этом вебинаре представлен подробный тематический план занятий с 1 по 11 класс по методике системной профориентации. |
«Игровые инструменты профориентации». | Обзор инструментов профориентации с привязкой к целям и задачам с 1 по 11 класс. |
«Научный подход к прогнозированию профессий будущего и законы развития орудий труда». | Во время встречи эксперт: Расскажет о происхождении и эволюции профессий. Объяснит, какие механизмы влияют на эту эволюцию. Покажет, как «предсказывают» появление новых профессий. Развеет мифы и предрассудки о востребованных и массовых профессиях будущего. Ответит на все вопросы участников. |
«Как не потеряться в мире профессий? Таксономия профессий, специальностей и должностей для задач профориентации». | Во время встречи участники узнают: Как проще всего систематизировать профессии с точки зрения профориентации? Сколько же всего профессий? Как в игровой форме помочь школьникам сориентироваться в мире профессий. |
«Профессионально важные качества, компетенции и их диагностика». | Во время встречи участники узнают: Что такое профессионально важные качества и компетенции? Из чего они складываются и образуются? Как измеряются? Какая существует «формула ПВК профессий» и как ее составлять? Как можно познакомить школьников с темой профессионально важных качеств и научить пользоваться ими при выборе профессии. |
«Мастер-класс по работе с мультсериалом «Калейдоскоп профессий» в начальной и средней школе». | Обзор мультфильмов, помогающих узнать о востребованных профессиях на рынке труда, атрибутах этих профессий, требуемых профессионально важных качествах, образовательных и карьерных траекторий и многое другое. |
«Мастер-класс по работе с игровыми материалами и материалами по самоопределению в средней школе». | Обзор игры «Профи Плюс», игровых модулей «Карьерная лестница и профессионально важные качества», теста «Профитип», профориентационных притч «Псифора», скетчбука «Я» и мини-игр по самопознанию «Из-Ай». |
«Мастер-класс по работе с медиаматериалами в старшей школе». | Обзор фильма-видеоурока «Как и какую профессию выбрать», VR-приложения «Профессии этой реальности», скетчбука «Дневник профессий», стендов и плакатов по профориентации. |
«Мастер-класс по работе с материалами для старшеклассников, студентов, молодых и взрослых специалистов». | Обзор игры-тренинга «Моя компания. Монетизация», игры-тренинга «Думай как эйчар», рабочей тетради «Полезные советы по трудоустройству», стендов и плакатов по трудоустройству. |
«Мастер-класс по работе с инструментами профориентации, социальной адаптации и трудоустройства, а также с инструментами психологической поддержки и мотивации для взрослых людей и возрастных соискателей». | Обзор фильма-видеоинструкции «Лайфхак по трудоустройству», рабочей тетради «Полезные советы по трудоустройству», опросника-навигатора «Всеумел», видео и аудиопритч «Псифора», упражнений и методик управления эмоциями, страхом и стрессом «Псифора», рабочего блокнота «Чего боятся страхи», фильма «Всеумел. Лайфхак от Петровича», рабочего блокнота «Как найти работу, если вам за 50?». |