Как рассказывать о профессиях и труде в детском саду и начальной школе

Содержание
Вебинар | Экспертно-консультационный центр Навигатум
Формат: вебинар.
Уровень: вводный.
Анонс: вебинар знакомит с профориентационными задачами в дошкольном периоде и младшем школьном возрасте и методикой целостного представления мира профессий и отраслей.
Дата и время: 22 октября 2024 г. в 16.00 по московскому времени.
Стоимость: бесплатно.
Ссылка для регистрации:
Записаться на 22 октября.

Краткое описание

Вебинар рассказывает об основных профориентационных задачах дошкольного и младшего школьного возраста. Обозначаются основные проблемы изучения мира профессий и отраслей, а также их решения. Даются методические рекомендации по проведению занятий в детском саду и начальной школе и обзор профориентационных инструментов, помогающих как в формировании каркаса целостной картина мира, который в последующем будет наполняться и расширяться, так и качеств, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь – трудолюбие, творческое мышление и созидательные ценностные установки. 

Расширенное описание вебинара

В соответствии с траекторией профориентационных задач, учитывающей возрастные особенности и потребности, наиболее органичным периодом для начала системного знакомства с профессиями является дошкольный возраст. Т.к. именно в этом возрасте дети впервые узнают о профессиях и труде. 

Как правило, это знакомство происходит типичным образом: родитель или воспитатель, показывая на людей на их рабочем месте, называет их профессию. Но есть две важные проблемы, существующие при типичном подходе к знакомству с профессиями:

  1. Во-первых, такой способ рассказа формирует мозаичное представление о мире профессий. О большой части профессий и отраслей сами взрослые, как правило, не знают, а значит они и не появляются в картине мира ребенка.
  2. Во-вторых, простое запоминание названия профессий и описание функций, не наполняет их смыслом. В итоге профессии если и запоминаются, то механически, на абстрактном уровне, не вызывая интереса к такому миру профессий.  

Следствием описанных проблем становится то, что к моменту выбора профессии большинство подростков могут назвать не более ста профессий (а полного понимания особенностей тех или иных профессии и вовсе может не быть). В то время как разнообразные профессии насчитываются тысячами. Будущие выпускники не только не знают многих массовых профессий, но и забывают про целые отрасли.  Эти пробелы являются одной из причин затруднений при ответе на вопрос «какую профессию выбрать?».

Для того, чтобы у ребят сформировалась целостная картина профессий важно с детства заложить правильный каркас мира профессий и отраслей. Все существующие профессии можно разделить на 30 направлений трудовой деятельности. И про эти 30 групп вполне можно рассказать, как в детском саду, так и в школе.

30 направлений трудовой деятельности (НТД) важно не путать с отраслями. НТД включают в себя группы отраслей, а те, в свою очередь, включают множество подотраслей. Что в итоге складывается в целостную систему. И это как раз та основа для детей, которую они впоследствии могут «расширять», наполнять новыми знаниями и своим опытом. Но это будет происходить внутри четко обозначенных групп. Так и формируется каркас будущих системных представлений о мире профессий и отраслей.

Для каждого возраста существует свой учебный план: чем старше возраст, тем глубже и детальнее рассматривается каждое из направлений трудовой деятельности.

В «базовой конфигурации» для школьников начальных классов существуют 30 базовых НТД и 3 дополнительных.

  • Для младших дошкольников НТД объединяются в 5-7 мета-групп и проводятся занятия, буквально только «размечая» эти предметные области.
  • Для средних дошкольников предполагается знакомство с НТД, поделенными на 19 групп.
  • Для старших дошкольников, если ранее проводились занятия, то раскрываются все 30+3 НТД, а если занятия не проводились, то используется модель 19 групп НТД как для средних дошкольников.
  • В начальной школе происходит знакомство со всеми 30+3 НТД и углубление в некоторые из подотраслей, в них входящие.
  • В средней школе сравниваются профессионально важные качества и компетенции для основных групп профессий по всем отраслям и по межотраслевым группам профессий.

Методика НТД разработана специально для решения профориентационных задач научными сотрудниками ЦНИ СППТ, в ее разработке участвовала ведущий профориентолог России – Галина Владимировна Резапкина.

Профориентационные инструменты, разработанные для проведения игровых и образовательных занятий в детском саду и начальной школе, помогают в формировании каркаса целостной картины мира, который в последующем будет наполняться и расширяться. А также решают другую важную профориентационную задачу – формирование качеств, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь – трудолюбие, творческое мышление и созидательные ценностные установки.

Практические инструменты

Игровая развивающая среда «Взросляндия. В мире профессий» — комплекс воспитательных, образовательных и профориентационных инструментов для проведения игр и занятий (интерактивные сказки об отраслях и профессиях, игровая напольная площадка с картой отраслей и видов деятельности, стихи-мультфильмы о профессиях, большой набор сюжетно-ролевых игр, и другие элементы) в детском саду и начальной школе.

Песни-мультфильмы «Взросляндия: Добрые песни» – специальный выпуск песен-мультфильмов «Добрые песни» о жизненных ценностях для дошкольников и школьников начальных классов.

Песни-мультфильмы «Взросляндия: жизненные навыки» – специальный выпуск песен-мультфильмов о жизненных навыках и важной темы «взросления» для дошкольников и школьников начальных классов.

Мультсериал «Калейдоскоп профессий» – мультфильмы для школьников начальных, средних и старших классов, помогающие узнать о востребованных профессиях на рынке труда, атрибутах этих профессий, требуемых профессионально важных качествах, образовательных и карьерных траекторий и многое другое.

Дополнительные материалы

Текстовые материалы

Видеоматериалы

  • Видеодоклад «Как провести эффективную и увлекательную профориентационную игру» (докладчик – А. Смирнов)
Посмотреть видео ВКонтактеПосмотреть видео на YouTube

Рекомендуемые вебинары по теме

ВебинарКраткий анонс
«Основы системной профориентации».Вебинар знакомит с методикой системного подхода в профориентации. Этот подход помогает найти ответы на вопросы «Какой я?», Каковы мои цели и ценности?», благодаря которым проще ответить на вопрос «Какую профессию выбрать?».
«Системная профориентация. Как составить программу занятий и тематический план с 1 по 11 классы».В этом вебинаре представлены рекомендации по разработке программы занятий с 1 по 11 класс по методике системной профориентации.
«Мастер-класс по работе с игровой развивающей средой «Взросляндия: в мире профессий», песнями-мультфильмами «Взросляндия: Добрые песни» и «Взросляндия: жизненные навыки» в детском саду и начальной школе».Обзор комплекса воспитательных, образовательных и профориентационных инструментов (интерактивные сказки об отраслях и профессиях, игровая напольная площадка с картой отраслей и видов деятельности, стихи-мультфильмы о профессиях, большой набор сюжетно-ролевых игр, и другие элементы) в детском саду и в начальной школе.
«Мастер-класс по работе с мультсериалом «Калейдоскоп профессий» в начальной и средней школе».Обзор мультфильмов, помогающих узнать о востребованных профессиях на рынке труда, атрибутах этих профессий, требуемых профессионально важных качествах, образовательных и карьерных траекторий и многое другое.

Дата ближайшего вебинара: 22 октября 2024 г.

Для записи на вебинар перейдите на страницу площадки: VirtualRoom

Оставить заявку, если текущая дата неудобна

tg