Основы системной профориентации

Содержание
Вебинар | Экспертно-консультационный центр Навигатум
Формат: вебинар.
Уровень: вводный.
Анонс: вебинар знакомит с понятием системной профориентации, различиями от других методик, описывает цели и задачи профориентации по возрастам.
Дата и время: появятся после набора заявок.
Стоимость: бесплатно.
Ссылка для регистрации:
оставьте заявку здесь.

Краткое описание

Вебинар знакомит с основами методики системного подхода в профориентации. Системная профориентация – своевременное, непрерывное, последовательное и комплексное сопровождение процессов личностного и профессионального самоопределения. Личностное самоопределение – поиск ответов на вопросы «Какой я?», «Каковы мои цели и ценности?» и т.д. Профессиональное самоопределение – поиск ответа на вопрос «Какую профессию выбрать?». Системную профориентацию важно начинать еще в дошкольном возрасте. Именно в этот период формируются первые представления о мире профессий и закладываются ценностные установки, оказывающие влияние на всю дальнейшую жизнь.

Расширенное описание вебинара

При выборе профессии чаще всего существуют два основных запроса. Первый – на высокодоходную профессию. Второй – на профессию, которая приносит удовлетворение и способствует самореализации. В решении первого запроса помогает технократическая модель (типологические и компетентностные подходы). И чаще всего в этой модели применяется формула «Хочу-Могу-Надо». В решении второго запроса помогает гуманистическая модель (аксиологический и феноменологические подходы). И для ее реализации применяется системная профориентация.  

Системная профориентация – своевременное, непрерывное, последовательное и комплексное сопровождение процессов личностного и профессионального самоопределения. Личностное самоопределение – в первую очередь это понимание себя, своих ценностей и убеждений, своих смыслов и мотивов, своих сильных и слабых сторон, и т.д. Профессиональное самоопределение – осознанный выбор своей будущей профессии, сделанный на основании понимания своих способностей и особенностей, которые помогут реализовать свои ценности и смыслы.

Существуют три главных принципа методики личностного и профессионального самоопределения:

  1. Профессиональное самоопределение — закономерный результат личностного самоопределения.
  2. Личностное самоопределение — длительный процесс, который нельзя ускорить и в котором все этапы обязательны.
  3. Профориентация (сопровождение личностного и профессионального самоопределения) – это системный процесс и первые шаги совершаются еще в дошкольном возрасте.

Системная профориентация последовательно охватывает все возрастные периоды, начиная с дошкольного возраста. В каждом из возрастов есть свои профориентационные задачи, соответствующие именно этому периоду и учитывающие возрастные особенности и потребности.

В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с миром профессий. Обычно оно происходит мозаично – взрослые рассказывают детям о тех профессиях, о которых знают сами. При этом упуская множество других профессий и целые отрасли. Кроме того, представление о профессиях формируется абстрактно, без понимания ее сути и взаимосвязи с другими профессиями.

Поэтому профориентационными задачами в детском возрасте является:

  1. Формирование каркаса целостной картина мира, который в последующем будет наполняться и расширяться.
  2. Формирование качеств, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь – трудолюбие, творческое мышление и созидательные ценностные установки.

Профориентационные задачи в начальной школе:

  1. Наполнение каркаса целостной картины мира (в том числе знакомство с основными массовыми профессиями).
  2. Развитие созидательных ценностей.
  3. Пропедевтика личностного самоопределения (самопознания).

В средней школе:

  1. Сопровождение длительного процесса личностного самоопределения (сложного для подростков и требующего сопровождения наставником).
  2. Расширенное изучение отраслей и профессий (изучение профессий с точки зрения требуемых профессионально важных качеств, условий труда и т.д.).
  3. Знакомство с устройством мира профессий (знакомство с понятиями и терминами мира профессий).
  4. Пропедевтика профессиональных проб (для личного знакомства с профессиями).

Профориентационные задачи старшей школы:

  1. Проверка адекватности картины мира профессий и отраслей.
  2. Обязательные профессиональные пробы выбранной профессии (например, побыть один день на рабочем месте).
  3. Научить прогнозированию изменений, происходящих в мире профессий и отраслей, чтобы понимать как будет меняться выбранная сфера деятельности.
  4. Научить построению образовательной и карьерной траектории; познакомить с основами и этапами процесса трудоустройства.

В студенческие годы происходит:

  1. Знакомство с моделями профессиональных кризисов (в целях их избегания или выхода из них);
  2. Развитие качеств, навыков, требуемых в выбранной профессии;
  3. Изучение основ полноценного трудоустройства и социальной адаптации на рабочем месте.

В профориентации взрослых выделяют:

  1. Задачи консультирования по вопросам трудоустройства, о востребованных профессиях и необходимых в этих профессиях навыках.
  2. Помощь в освоении навыков, требуемых в выбранной профессии, оказание психологической поддержки.

Профориентационные задачи для людей предпенсионного и пенсионного возраста:

  1. Консультация по подходящим вакансиям.
  2. Рекомендации по организации образа жизни в целях плавного перехода из рабочего ритма в пенсионный.

Задачи профориентации в постиндустриальном мире с учетом автоматизации, цифровизации и роботизации производственных процессов – определение возможных ролей человека и помощь в адаптации в условиях меняющегося уклада общества.

Практические инструменты

УМК «Самоопределение» — в состав входят инструменты сопровождения личностного самоопределения подростков, начиная от пропедевтики самоопределения (младший школьный возраст) до самоопределения профессионального, как закономерного этапа самоопределения личностного.

УМК «Профориентация» — в состав входят инструменты сопровождения профессионального самоопределения, знакомства с миром профессий и труда, погружением в профессиональные термины и понятия, построения своего профессионального трека.

Дополнительные материалы

Текстовые материалы

  • Подробное описание методики на сайте Навигатум
  • Брошюра «Системная профориентация»

Видеоматериалы

  • Презентация методики Навигатум: системная профориентация
Посмотреть видео ВКонтактеПосмотреть видео на YouTube
  • Запись вебинара «Основы системной профориентации» (ведущая – А. Киреева).
Посмотреть видео ВКонтактеПосмотреть видео на YouTube
  • Видеодоклад «Системная профориентация» (докладчик – А. Смирнов)
Посмотреть видео ВКонтактеПосмотреть видео на YouTube

Рекомендуемые вебинары по теме

ВебинарКраткий анонс
«Системная профориентация. Как составить программу занятий и тематический план с 1 по 11 классы».В этом вебинаре представлены рекомендации по разработке программы занятий с 1 по 11 класс по методике системной профориентации.
«Игровые инструменты профориентации».Обзор инструментов профориентации с привязкой к целям и задачам с 1 по 11 класс.
«Этапы и инструменты личностного самоопределения школьников».Ключевая методика системной профориентации — личностное самоопределение, закономерным результатом которого является самоопределение профессиональное. Вебинар раскрывает основные вопросы по самоопределению школьников-подростков.

Оставить заявку

tg