Игровые инструменты профориентации

Содержание
Вебинар | Экспертно-консультационный центр Навигатум
Формат: вебинар.
Уровень: вводный.
Анонс: обзор игровых и образовательных инструментов профориентации с привязкой к целям и задачам с 1 по 11 класс.
Дата и время: 8 октября 2024 г. в 16.00 по московскому времени
Стоимость: бесплатно.
Ссылка для регистрации:
записаться на 8 октября.

Краткое описание

Вебинар знакомит с основными форматами и примерами игровых профориентационных инструментов (офлайн и онлайн игры, мультфильмы и приложения для виртуальной реальности и т.д.). Для лучшего применения инструментов в работе участники вебинара узнают о принципах создания профориентационных игр и медиаматериалов; получают рекомендации для вовлечения участников в обсуждение до, во время и после игровых занятий. Совместное обсуждение просмотренного фильма, проведенной игры и т.д. является основным инструментом сопровождения самоопределения. Т.к. в ходе обсуждения интуитивные представления переводятся на осознанный уровень и дают мощный толчок для процессов самопознания и рефлексии.

Расширенное описание вебинара

Игровые инструменты профориентации помогают увлекательно провести образовательные занятия и игровые мероприятия.

При разработке игр и медиаматериалов в проекте Навигатум придерживаются некоторых важных принципов:

  1. Соответствие возрасту аудитории. Для дошкольников – сюжетно-ролевые игры, старшие дошкольники и начальные классы (возраст почемучек) – возможность увлекательного получения ответов на их простые и замысловатые вопросы. В средних классах к игровому подходу добавляются более серьезные элементы. А в старших классах применяются проектные игры с сочетанием интеллектуальных и творческих задач.
  2. Обучение встроено в игровой процесс. Такое возможно, когда образовательный контент неразрывен от игрового сюжета и игровой механики. И если даже участник будет всеми силами стараться ничему не научиться, но при этом просто следовать правилам игры, он все равно научиться тому, что нужно.
  3. Участник должен добывать знания, а не получать в готовом виде. Это правило также должно быть встроено в игровую механику. Знания, добытые собственным трудом, всегда ценятся больше и запоминаются лучше.
  4. Чтобы процесс освоения новых знаний был органичным, эти знания должны быть востребованы внутри игры. Школьники редко мотивированы изучать информацию, которая пригодится в когда-нибудь в будущем. Совершенно другое дело, когда нужно найти ответы здесь и сейчас, чтобы команда могла одержать победу в игре. 
  5. Для повышения готовности участников добывать новые знания важна также игровая мотивация. Состязательность, драйв и финальный приз еще больше вовлекают школьников в игровой и образовательный процесс.
  6. Знания превращаются в умения и навыки в результате повторов. Поэтому в играх Навигатум предусмотрены задания с одинаковой целью, но с разным форматом и условиями.
  7. Хорошая игра расширяет кругозор. Это происходит благодаря возможности посмотреть на привычные вещи под новым углом. По результатам игр участники обогащают свои представления, узнают много нового и обновляют свою картину мира.
  8. Вовлечение участников в обсуждение – самый важный принцип при создании и проведении игр. А дискуссия (совместное размышление и обмен мнениями) – основной инструмент самоопределения.

В ходе дискуссий, в процессе коллективного размышления и обсуждения, у школьников формируются инсайты, открытия.  Многие интуитивные вещи переводятся на осознанный уровень и дают мощный толчок для других процессов самопознания и рефлексии. Это то самое что и представляет собой суть процесса самоопределения.

Для того, чтобы запустить процесс обсуждения, существует ряд рекомендаций для ведущего занятие:

  1. Задавать открытые вопросы, спрашивать о других вариантах, не критиковать ответы, поощрять каждое высказывание.
  2. Придерживаться партнерской позиции. Все медиаматералы Навигатум — это способ поставить учеников и ведущего на одну сторону. Ведь не ведущий что-то рассказывает, а наоборот, он вместе с учениками смотрит. А потом точно также обсуждает. То есть ведущий может выйти из роли «педагог – ученики», а войти в роль партнеров, совместно обсуждающих нечто.
  3. Корректное обращение к участникам. Приветствуются варианты: ребята, коллеги, друзья, уважаемые участники игры, по имени и т.д. Не рекомендуется: ребенок, дети, детишечки.
  4. Настрой ведущего. Если он убежден в том, что делает полезное и значимое дело, то заряжает этой уверенностью и участников.

Все эти рекомендации помогают создать атмосферу, располагающую к совместному обсуждению, открытому обмену мнений, возникновению новых идей, мыслей и открытий.

Обсуждать можно что угодно: новые знания, устройство мира, мифы и стереотипы, способы и возможности, качества и особенности и т.д. Ради того, чтобы школьники могли завязать обсуждение во время занятия или после игры в Навигатум придумываются игры, снимаются фильмы, разрабатываются методики и сценарии занятий, содержащие подсказки педагогам с примерами вопросов для поддержания совместных размышлений и обмена мнениями.

Практические инструменты

Игровая развивающая среда «Взросляндия. В мире профессий» — комплекс воспитательных, образовательных и профориентационных инструментов для проведения игр и занятий (интерактивные сказки об отраслях и профессиях, игровая напольная площадка с картой отраслей и видов деятельности, стихи-мультфильмы о профессиях, большой набор сюжетно-ролевых игр, и другие элементы) в детском саду и начальной школе.

Песни-мультфильмы «Взросляндия: Добрые песни» – специальный выпуск песен-мультфильмов «Добрые песни» о жизненных ценностях для дошкольников и школьников начальных классов.

Песни-мультфильмы «Взросляндия: жизненные навыки» – специальный выпуск песен-мультфильмов о жизненных навыках и важной темы «взросления» для дошкольников и школьников начальных классов.

Мультсериал «Калейдоскоп профессий» – мультфильмы для школьников начальных, средних и старших классов, помогающие узнать о востребованных профессиях на рынке труда, атрибутах этих профессий, требуемых профессионально важных качествах, образовательных и карьерных траекторий и многое другое.

Профориентационная игра «Профи плюс» – комплекс мини-игр для школьников начальных, средних и старших классов, помогающих существенно расширить представления о существующих профессиях, в том числе через ролевое погружение и необычный взгляд на профессию; усваивать различие в терминах «профессия», «специальность», «должность», «род занятий»; формировать навыки креативности, работы в команде, способности к самопрезентации.

Игровые модули «Профессионально важные качества» и «Карьерная лестница» – набор дидактических материалов для проведения неограниченного количества игровых занятий со средними и старшими классами. Игровые модули погружают в многообразие мира профессий; помогают разобраться в такой сложной теме, как карьерная лестница; а также учат соотносить профессионально важные качества с личными качествами.

Дневник профессий Навигатум – инструмент, помогающий взглянуть на профессию с новых, необычных сторон и оценить какие из представленных критериев кажутся наиболее важными. В теоретической части описываются 26 критериев оценки любой профессии, а также приводятся примеры заполнения рабочей тетради. Практическая часть – рабочая тетрадь для заполнения информации о профессии по представленным критериям.

Дневник самоопределения (скетчбук) «Я» – помогает подростку задаться важными вопросами для того, чтобы лучше понять самого себя. В Дневнике используется принцип «активизирующего инструмента»: не так важно, насколько тщательно школьник заполнит Дневник – важно, чтобы он увидел сами вопросы и задумался над возможными ответами.

Платформа самоопределения для подростков Iz-i.ru – в данный момент времени состоит из набора бесплатных мини-игр, помогающих в самооценке, самоанализе и самопознании. Предполагается запуск полноценной платформы со встроенной методикой «векторной диагностики».

Фильм-видеоурок «Как и какую профессию выбрать» – представляет собой сжатое изложение важных профориентационных тем, влияющих на процесс выбора профессии (Зачем выбирать профессию? Как не заблудиться в мире профессий? Ради чего стоит трудиться? Как узнать больше о себе? Формула выбора профессии. Какие образовательные траектории возможны после школы? И др.).

VR-приложение «Профессии этой реальности» – демонстрирует целостную картину современного мира труда, показывая взаимосвязи отраслей и востребованных профессий внутри отрасли. Последовательно охарактеризованы 28 отраслей, описывающих основные трудовые направления деятельности человека. А экскурс в историю появления отраслей позволяет получить системные представления о возникновении и развитии профессий.

Тест «Профитип» – профориентационный тест на определение склонности к типу профессии (человек-знак, человек-техника и т.д.), содержит отдельные задания для девушек и юношей, все вопросы иллюстрированы и составлены максимально понятно для подростков.

Игра-тренинг «Моя компания: Монетизация» – в ходе игры участники поэтапно следуют основным стадиям развития любого бизнеса и таким образом проходят полноценные профессиональные пробы себя в качестве предпринимателя.

Игра-тренинг «Думай как эйчар» – тренинг, позволяющий взглянуть на собеседование глазами работодателя, а также понять, что задача соискателя – это не трудоустройство любой ценой, а выбор подходящей ему работы.  Игра способствует дальнейшему снижению стресса при поиске работы и общении с работодателями.

Притчи «Псифора» – инструмент личностного самоопределения, позволяющий найти свою мотивацию на учебу, рост профессиональных навыков и компетенций. Притчи также помогают разобраться в важных профориентационных темах.

Опросник-навигатор «Всеумел» – помогает сориентироваться в актуальных профессиях рынка труда. Отсортировать и отфильтровать профессии по востребованности, заработной плате, сроку обучения, работе онлайн, интеллектуальной и физической сложности, условиям труда, а также ОВЗ. Прохождение опросника помогает изучить разные критерии и их влияние на выбираемые профессии, а также узнать о подходящих профессиях.

Дополнительные материалы

Текстовые материалы

Видеоматериалы

  • Видеодоклад «Как провести эффективную и увлекательную профориентационную игру» (докладчик – А. Смирнов)
Посмотреть видео ВКонтактеПосмотреть видео на YouTube

Рекомендуемые вебинары по теме

ВебинарКраткий анонс
«Основы системной профориентации».Вебинар знакомит с методикой системного подхода в профориентации. Этот подход помогает найти ответы на вопросы «Какой я?», Каковы мои цели и ценности?», благодаря которым проще ответить на вопрос «Какую профессию выбрать?».
«Системная профориентация. Как составить программу занятий и тематический план с 1 по 11 классы».В этом вебинаре представлены рекомендации по разработке программы занятий с 1 по 11 класс по методике системной профориентации.
«Этапы и инструменты личностного самоопределения школьников».Ключевая методика системной профориентации — личностное самоопределение, закономерным результатом которого является самоопределение профессиональное. Вебинар раскрывает основные вопросы по самоопределению школьников-подростков.
«Мастер-класс по профориентационной работе со школьниками с ограниченными возможностями здоровья».Обзор профориентационных инструментов, адаптированных для школьников, имеющих нарушения зрения, слуха, легкие ментальные нарушения.
«Мастер-класс по работе с игровой развивающей средой «Взросляндия: в мире профессий», песнями-мультфильмами «Взросляндия: Добрые песни» и «Взросляндия: жизненные навыки» в детском саду и начальной школе».Обзор комплекса воспитательных, образовательных и профориентационных инструментов (интерактивные сказки об отраслях и профессиях, игровая напольная площадка с картой отраслей и видов деятельности, стихи-мультфильмов о профессиях, большой набор сюжетно-ролевых игр, и другие элементы) в детском саду и в начальной школе.
«Мастер-класс по работе с мультсериалом «Калейдоскоп профессий» в начальной и средней школе».Обзор мультфильмов, помогающих узнать о востребованных профессиях на рынке труда, атрибутах этих профессий, требуемых профессионально важных качествах, образовательных и карьерных траекторий и многое другое.
«Мастер-класс по работе с игровыми материалами и материалами по самоопределению в средней школе».Обзор игры «Профи Плюс», игровых модулей «Карьерная лестница и профессионально важные качества», теста «Профитип», профориентационных притч «Псифора», скетчбука «Я» и мини-игр по самопознанию «Из-Ай».
«Мастер-класс по работе с медиаматериалами в старшей школе».Обзор фильма-видеоурока «Как и какую профессию выбрать», VR-приложения «Профессии этой реальности», скетчбука «Дневник профессий», стендов и плакатов по профориентации.
«Мастер-класс по работе с материалами для старшеклассников, студентов, молодых и взрослых специалистов».Обзор игры-тренинга «Моя компания. Монетизация», игры-тренинга «Думай как эйчар», рабочей тетради «Полезные советы по трудоустройству», стендов и плакатов по трудоустройству.
«Мастер-класс по работе с инструментами профориентации, социальной адаптации и трудоустройства, а также с инструментами психологической поддержки и мотивации для взрослых людей и возрастных соискателей».Обзор фильма-видеоинструкции «Лайфхак по трудоустройству», рабочей тетради «Полезные советы по трудоустройству», опросника-навигатора «Всеумел», видео и аудиопритч «Псифора», упражнений и методик управления эмоциями, страхом и стрессом «Псифора», рабочего блокнота «Чего боятся страхи», фильма «Всеумел. Лайфхак от Петровича», рабочего блокнота «Как найти работу, если вам за 50?».

Дата ближайшего вебинара: 8 октября 2024 г.

Для записи на вебинар перейдите на страницу площадки: VirtualRoom

Оставить заявку, если текущая дата неудобна

tg