Краткое описание
Вебинар знакомит с авторской методикой трехмерной психологической диагностики «Грани личности», разработанной в 2021 году ведущим отечественным специалистом по вопросам профессионального самоопределения Галиной Владимировной Резапкиной. Методика раскрывает личность через 4 грани: профессиональные интересы и склонности, личностные особенности, особенности мышления и направленность личности. При этом большое внимание уделяется определению ценностной ориентации личности, играющей важную роль в самоопределении.
Расширенное описание
Методика и диагностический комплекс Г. В. Резапкиной «Грани личности» помогают в решении двух задач – личностного самоопределения и профессионального самоопределения. Личностное самоопределение – процесс поиска своего места в мире с учетом своих ограничений и возможностей, мотивов и жизненных ценностей. Профессиональное самоопределение – частный случай самоопределения (самоопределение в профессиональной деятельности и карьере).
Методика «Грани личности» предполагает непрерывную, поэтапную и комплексную психологическую диагностику детей и подростков в четырех плоскостях:
- Профессиональные интересы и склонности.
- Личностные особенности – черты характера и другие психофизиологические характеристики.
- Мыслительные способности, оценка уровня различных типов интеллектуального развития человека.
- Направленность личности, ее мотивы и ценности.
Четвертая грань является базовой. Так как одни и те же способности могут быть поставлены на службу совершенно разным целям (например, человек может быть умным, коммуникабельным и креативным, но реализовывать свои способности в противозаконной сфере).
Все четыре грани взаимосвязаны и должны рассматриваться в сочетании друг с другом. Основная цель проекта «Грани личности» – обеспечить согласованность всех плоскостей между собой и их совпадение с выбранной деятельностью.
Диагностический комплекс «Грани личности» представляют собой 11 отдельных тестов, которые могут пройти школьники, сохранив себе результат каждого. Вместе тесты охватывают 4 грани:
- Тесты, связанные с подбором потенциально подходящей профессии.
- Особенности характера, конфигурация личности. Это тесты про стиль общения, персональную акцентуацию, жизненную силу.
- Тесты на типы мышления: словесный, логический, технический.
- Ценностно-смысловая сфера, которая лежит в основе становления профессионала.
Важное примечание: результаты тестов НЕ рассчитаны на самостоятельную интерпретацию самим ребенком. Предполагается сопровождение, пояснение, обсуждение результатов с педагогом, психологом, специалистом по профориентации.
Одна из важных идей в системе тестирования «Грани личности» – это переход от констатации наличия или отсутствия качеств и компетенций к их развитию и направлению в конструктивное русло. Развивающая диагностика основана на инициирующих вопросах, которые подобно зеркалу отражают личность подростка и позволяют ему увидеть себя, чтобы познакомиться с собой и начать меняться.
Практические инструменты
Комплекс диагностических тестов «Грани личности» – основан на одноименной методике Галины Владимировны Резапкиной. Содержит набор тестов, разделенных на 4 грани личности: профессиональные интересы и склонности, личностные особенности, особенности мышления и направленность личности.
Платформа самоопределения для подростков Iz-i.ru – в данный момент времени состоит из набора бесплатных мини-игр, помогающих в самооценке, самоанализе и самопознании. Предполагается запуск полноценной платформы со встроенной методикой «векторной диагностики».
Дневник самоопределения (скетчбук) «Я» – помогает подростку задаться важными вопросами для того, чтобы лучше понять самого себя. В Дневнике используется принцип «активизирующего инструмента»: не так важно, насколько тщательно школьник заполнит Дневник – важно, чтобы он увидел сами вопросы и задумался над возможными ответами.
Притчи «Псифора» – инструмент личностного самоопределения, позволяющий найти свою мотивацию на учебу, рост профессиональных навыков и компетенций. Притчи также помогают разобраться в важных профориентационных темах.
Дополнительные материалы
Текстовые материалы
- Статья «Методически значимые моменты в личностном самоопределении»
- Статья «IZ-I: зачем мы это всё затеяли?»
- Статья «Диагностика в тестах»
- Статья «Как помочь детям найти свое место в жизни. Основные положения образовательной области «Самоопределение»»
- Статья «Нравственное развитие школьников: упущенные возможности»
- Статья «Главное измерение личности»
- Больше статей о самоопределении на сайте, посвященном памяти Г.В. Резапкиной – rezapkina.ru
Видеоматериалы
- Видеодоклад «Воспитание и самоопределение в проекте «Грани личности» Г.В. Резапкиной» (докладчик – А. Смирнов)
- Видеолекция «Профориентация» (докладчик – Г.Резапкина)
- Видеовыступление «Цифровые инструменты самоопределения» (докладчик – И. Бартош)
Рекомендуемые вебинары по теме
Вебинар | Краткий анонс |
«Основы системной профориентации». | Вебинар знакомит с методикой системного подхода в профориентации. Этот подход помогает найти ответы на вопросы «Какой я?», «Каковы мои цели и ценности?», благодаря которым проще ответить на вопрос «Какую профессию выбрать?». |
«Системная профориентация. Программа занятий и тематический план с 1 по 11 классы». | В этом вебинаре представлены рекомендации по разработке программы занятий с 1 по 11 класс по методике системной профориентации. |
«Этапы и инструменты личностного самоопределения школьников». | Ключевая методика системной профориентации — личностное самоопределение, закономерным результатом которого является самоопределение профессиональное. Вебинар раскрывает основные вопросы по самоопределению школьников-подростков. |
«Мастер-класс по работе с игровыми материалами и материалами по самоопределению в средней школе». | Обзор игры «Профи Плюс», игровых модулей «Карьерная лестница и профессионально важные качества», теста «Профитип», профориентационных притч «Псифора», скетчбука «Я» и мини-игр по самопознанию «Из-Ай». |
Дата ближайшего вебинара: 26 ноября 2024 г.
Для записи на вебинар перейдите на страницу площадки: VirtualRoom