Мы уже совсем забыли про эту тему 2021 года, но наши уважаемые коллеги недавно опубликовали ссылку на статью «Цифровая трансформация профессиональной ориентации». Мы решили поделиться своими свежими размышлениями по данной теме.
За последние четыре года само понятие «профессиональной ориентации» подвергалось встряскам и пересборке как со стороны государственных проектов (Билет), так и со стороны рынка труда в лице российского HR-менеджмента.
Последний, к слову, проделал множество (безуспешных) попыток переименовать или хотя бы разделить «профориентацию» и выделить из нее «карьерное консультирование»[1]. Билет же, вполне разумно, разделял профориентацию как на процесс (само ориентирование), так и на результат (непосредственный выбор).
Поэтому, размышляя о «цифровой трансформации», следует определить, о какой именно «профориентации» мы говорим.
Не мешало бы и дать определение, что такое «цифровая трансформация». Само сочетание этих слов достаточно многоплановое, часто меняющее смысловые нюансы и аспекты в зависимости от контекста, наконец, также включающее в себя как процессность, так и конечность результата.
Попробуем посмотреть на цифровую трансформацию профессиональной ориентации с позиции сегодняшнего дня.
Цифровая трансформация или цифровизация (смежный, но, возможно, неравнозначный термин) — это процесс перехода на новые орудия труда, возникшие с появлением новой технологии — информационно-коммуникативной.
Как и любая другая технология, ИКТ одновременно развивается как качественно, открывая нам все большие возможности, так и количественно – охватывая новые области применения.
Развитие любой технологии и орудий труда на её основе проходит всегда закономерно, с соблюдением определенных этапов и вех. Поясним на примере.
Помните появление калькуляторов, которые вытеснили аналоговые устройства сначала в кабинетах инженеров и учёных, и только потом, спустя немало времени с момента своего появления, смогли вытеснить счеты с массовых столов бухгалтеров?
А затем эти устройства перешли на качественно иной уровень, когда появились «инженерные» и иные модификации калькуляторов (многие из которых так и не вышли за пределы кабинетов ученых).
В истории эволюции калькуляторов были этапы, когда устройства потеряли провод к розетке (помните такие?), а затем стали миниатюрными.
Наконец, автономные калькуляторы оказались вытеснены совершенно новыми устройствами в рамках развития тогдашнего «героя дня» — технологии микроэлектроники.
Почему мы вспомнили про эволюцию калькуляторов? Потому что все орудия труда в своей эволюции развиваются закономерно, подчиняясь конкретным законам развития. И было бы легкомысленно рассматривать эволюцию новых технологий (а цифровая трансформация проходит в рамках развития именно новых технологий), не обращая внимания на общие закономерности их эволюций.
СПРАВКА. В основе законов развития орудий труда (ЗРОТ), сформулированных и подробно описанных нашим исследовательским центром, лежат разработки законов развития технических систем Г.С. Альтшуллера (1979). Нам оставалось доработать их до двух частных случаев: для материальных и для нематериальных орудий труда.
В соответствии со ЗРОТ в настоящее время происходит одновременное развитие нескольких взаимосвязанных технологий: качественный и количественный рост производительности вычислительной техники, который позволяет осуществлять качественный и количественный рост прикладного программного обеспечения.
Под качественным мы имеем в виду увеличивающийся объём вычислительной мощности оборудования (флопсы) и возможности программного обеспечения, а под количественным — доступность, как оборудования, так и программного обеспечения для массового потребителя.
И, немаловажно, следуя основам ЗРОТ, сразу выделить вектор развития как программ, так и устройств: они становятся всё проще для пользователя (снижается планка требований к операторам устройств и ПО), и охватывают всё больше и больше категорий новых пользователей и сфер деятельности.
Итак, давайте попробуем наложить динамическую систему эволюции нескольких технологий на процесс и результат профориентации.
Здесь, ради экономии времени читателей, убираем несколько страниц с перечнем и описанием конкретных функций, целевых действий и целевых показателей того, что общепринято относить к профориентации.
Перейдем к итогам.
Откинем за своей очевидностью видимые изменения: масштабируемость, доступность, повышение производительности «точек влияния» на процесс и на аудиторию (результат), а также вектор на упрощение взаимодействия как у «точек влияния», так и у пользователей, вовлеченных в процесс профориентации.
И выделим главное: что на сегодняшний момент (осень 2024 года) мы находимся в процессе фазового перехода с парадигмы аналоговой системы на цифровую. Что это означает?
Если мы пройдемся по всем достижениям сегодняшней «цифровой профориентации», то заметим, что почти всё из имеющегося можно реализовать «обратно» с помощью старых добрых «бумажно-аналоговых» методик.
В то время как «настоящую» «цифровую профориентацию» уже невозможно реализовать старыми методиками и технологиями, как невозможно совершить полеты в космос на фанерном планере или создать мономолекулярную нить с помощью оптического микроскопа и скальпеля.
Вот эта фаза смены аналоговой парадигмы на новую «цифровую» и наблюдается прямо сейчас в российских (и ряде зарубежных) профориентационных проектах.
О её начале мы рассказывали еще в 2021 году. Сегодня она происходит в полном соответствии с законами развития орудий труда.
В соответствии со ЗРОТ новая парадигма «цифровой» профориентации переживет несколько качественных этапов (примерно как с эволюцией калькуляторов, упомянутых выше) и «растворится» в общем глобальном процессе эволюции как орудий труда, так и эволюции парадигм мышления, которые точно также являются орудиями труда, только нематериальными.
Комментарии к тезисам оригинальной статьи «Профориентация в эпоху цифровой трансформации» 2021 года были даны здесь: https://crcg.ru/theses-on-career-guidance-in-the-digital-age/
[1] Например, в материале ВШЭ заметно, как много функций профессиональной ориентации и профессионального самоопределение передается в функционал «карьерного консультирования».