Образовательная профориентация. Summa summarum

tg 21 ноября 2024
Содержание

В статье уважаемого И. С. Сергеева «Образовательная профориентация: contra et pro» рассматриваются и опровергаются критические возражения по ранее представленной концепции «Образовательная профориентация».

Попробуем прокомментировать как сами возражения, так и полученные по ним контраргументы, приводимые в статье.

«Если вы будете жить мудро,
но не считать себя мудрецами,
вас всюду будут любить!»
Ян-цзы
устами Чжуан-цзы

Если обобщить все критические отзывы, то их можно свести к цитате И. Канта: «Но такова уж обычно судьба человеческого разума, когда он пускается в спекуляцию: он торопится поскорее завершить свое здание и только потом начинает исследовать, а хорошо ли было заложено основание для этого».

Другими словами, основное возражении сводится к тезису: а не поспешили ли авторы «образовательной профориентации» ее обнародовать до того, как будут проработаны все «слепые пятна» концепции, терзаемые сейчас критиками.

Но давайте рассмотрим возражения в отдельности.

Возражение 1: «Образовательная профориентация – умозрительная концепция, а не практика»

В ответ на возражение автор уделил без малого две страницы текста нелёгкому труду ученых, их характеристикам и описанию ценного вклада, ими вносимому.

Автор убедительно доказал необходимость «учёных академического типа», «обладающих широким кругозором и способных к философскому мышлению», рождающих «методологически иной взгляд на вещи… новые идеи» и чьи функции — «рефлексия, систематизация и анализ обширного опыта» чужих практик. Благодаря работе таких учёных «формируются новые, более эффективные практики».

Полностью соглашаясь с подобным описанием, дополним его описанием учёных другого типа, обратившись к цитатам гениального философа, чьи афоризмы и размышления представляют интерес для самоопределения каждого человека:

«Ученые – это те, которые начитались книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества – это те, которые читали непосредственно в книге вселенной». [1]

«Самобытного мыслителя и книжного философа можно распознать уже по изложению: первого – по отпечатку серьезности, непосредственности и самобытности всех его мыслей и выражений, второго – по тому, что у него всё из вторых рук, всё – заимствованные понятия, всё – скупленный хлам, всё – бледно и слабо, как оттиск с оттиска, а его слог, состоящий из избитых банальных фраз и ходячих модных слов, похож на маленькое государство, в котором обращаются всё одни иностранные монеты, ибо оно собственных не чеканит». [2]

«Книжный философ повествует, что говорил один, и что думал другой, и что опять полагал третий и т.д. Он сравнивает это, взвешивает, критикует и старается таким образом напасть на след истины, причем он вполне уподобляется историческому критику. Приходится просто изумляться, какой труд задает себе человек, тогда как, казалось бы, стоило только немножко употребить самомышления, чтобы увидеть дело собственными глазами. Но тут-то как раз и происходит маленькая задержка: самомышление не всегда зависит от нашей воли. Во всякое время можно сесть и читать, но не сесть и думать». [2]

Отдав дань учёным и мыслителям всех типов, вернемся вместе с автором статьи к основному содержанию.

В статье уважаемый автор очерчивает понятие «образовательная профориентация» и историю её появления, даёт определение двум из трех «оптик» профориентации: консультативной и воздействующей.

Что касается оптики «образовательной профориентации», то, к сожалению, как и в одноименной книге, она пока остается без четкой дефиниции, а соотносится с неким собирательным образом всего того в профориентации, что явно не относится к консультативной или воздействующей профориентации.

Здесь хотелось бы отметить достаточно смелый ход, когда из трихотомического обобщения: «всё, что не воздействующая и не консультативная есть образовательная» — именно часть, сформированная по остаточному принципу, и стала основой новой концепции.

Разумеется, в будущем появится и систематизация, и классификация объектов и понятий, входящих в собирательную категорию «всё прочее в профессиональной ориентации», именуемой сегодня «образовательной профориентаций».

Уже по одному представленному списку авторов научных трудов становится очевидным внутреннее богатство альтернативных точек зрения, открывающих неоднородный, разнообразный, возможно даже конфликтующий, несогласованный и противоречивый мир практик, входящих в категорию «образовательной профориентации».

Охватывая взглядом представленные «феномены» профессиональной ориентации, возникает метафора образовательной профориентации как гигантского колосса, у подножья которого расположились две другие «оптики».

Но вернемся к статье.

В конце раздела уважаемый автор дает четкий и конкретный ответ на Возражение № 1 в непрактичности концепции образовательной профориентации.

Автор раскрывает, что «прагматической пользой» от концепции образовательной профориентации является реализуемая уже сегодня возможность «профориентаторам-практикам» самоидентифицироваться, и, к слову, поблагодарить авторов за данную им возможность узнать, чем же они «на самом деле занимаются». А все мы знаем, как приятно любое доброе слово!

И хотя других практических выгод автор статьи не назвал, возможно, к ним следует также отнести саму возможности освежить дискуссионные темы в сообществе профориентаторов, а ведь это весьма значимый вклад.

* * *

Возражение 2: «Понятие профориентации отражает реальность вчерашнего дня; в современном мире необходимо говорить уже не о профориентации, а о профессиональном самоопределении»

«Следовательно, мир,
который был бы хуже нашего,
совсем невозможен,
потому что он не мог бы существовать,
и значит, наш мир – худший из возможных миров».
А. Шопенгауэр

В этом возражении автор сразу начинает с разбора изначально ошибочной позиции оппонентов, предполагающих, что мир меняется в лучшую сторону. В ту самую, где есть «профессиональное самоопределение». Разумеется, оппоненты не правы.

Однозначно, нельзя не согласиться с мнением и Игоря Станиславовича, и Артура Генриховича, точно также полагающего, что наш мир – худший из всех миров. 

Подобная дихотомия миров, в которой «худшему миру» соотносится «профессиональная ориентация» вместе со всеми её оптиками, а у несуществующего «лучшего мира» находится место для «профессионального самоопределения», автоматически определяет морально-этическую оценку концепции образовательной профориентации, что, тем самым, опускает нас разбираться в сортах худшего, а не лучшего. Unfortunately, this is the world we live in.

В этом разделе автор дает некоторые тезисные обобщения, которые весь наш практический опыт категорически опровергает.

Первый тезис автора: «В школе пространства для самоопределения нет»

Разумеется, есть школы, где проводятся регулярные занятия по самоопределению. Конечно же, не во всех и не везде. Точно также как не во всех школах есть латынь или астрономия, китайский или занятия по каллиграфии. Но есть школы, где это преподают. И есть школы, где проводят занятия, сопровождающие процессы самоопределения.

Вспомним про школу самоопределения Тубельского, хотя может она и не такая показательная.

Вспомним про сотни экспериментальных площадок, в которых внедрялась (и внедряется) методика самоопределения Г.В. Резапкиной (и мы до сих пор курируем эти площадки).

Расскажем о недавней Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем»-2024, в которой подводились итоги занятий по самоопределению личности [3], обсуждались другие типы самоопределения, включая и гендерное, и профессиональное. То есть картина не такая мрачная, как рисует нам автор.

Второй тезис автора: «Родители… вместо самоопределения способствуют развитию приспособляемости»

Что касается родителей, то любые обобщения для более 30 миллионов российских пап и мам кажутся очень смелыми. Особенно на фоне появляющихся «кружков самоопределения», а также множества секций, клубов и разноформатных внеурочных занятий, где подросткам помогают в самопознании, изучении и развитии себя, своих качеств, интересов, задатков.

Их родители «голосуют» рублем, активно вкладываясь именно в процесс самоопределения (сначала личностного, затем профессионального), уже только это показывает неоднородность родительской массы.

Здесь хотелось бы коротко отвлечься на проблему, порожденную различными практиками от профориентации, создающую немалую долю хлопот академическим учёным. Не со зла, конечно, но в большинстве своём первые не пишут о своих практиках в научных статьях и не участвуют в конференциях с докладами о достижениях.

Может у них нет на это времени. Может, как говорил Лао-цзы, «знающий не говорит, говорящий не знает». Может быть, академические ученые чаще «ищут там, где светло», а не там, где оно находится. Но проблема существует, и разрыв между реально происходящим и тем, что фиксируется в науке — расширяется по экспоненте.

Когда в одном месте проводится опрос «используете ли вы чат GPT в профориентации», в другом месте второй год создают и небезуспешно обучают собственные нейросети решать различные профориентационные задачи.

Еще до упоминания школы и родителей автор обращается непосредственно к самоопределяющимся ученикам и задается вопросом: «а кто его научит самоопределению?». И сам же отвечает на этот вопрос: «сам не научится, его жизнь научит. А, скорее всего, она научит его чему угодно, только не самоопределению».

С этого момента и далее в статье встречаются фразы и тезисы, имеющее прямое отношение к «концепции самоопределения», но существенно искажающие её смысл, а порой и обесценивающие её содержание. Поэтому вынуждены защитить несчастную.

Разберём на примерах:

«Научиться самоопределению»

Автор (и это хорошо видно по другим тезисам, рассматриваемым ниже) предполагает, что самоопределению возможно научиться, причем сделать это только теоретически, «предварительно», не доходя до практики, точнее оставив практические упражнения в самоопределении на совести самого учащегося и в отдельное от «обучения самоопределению» время.

Научиться самоопределению как теории — это точно также как научиться в теории управлять велосипедом. Можно сколько угодно прослушать лекций о механике и физике движения велосипеда, но каким блестящим не был бы лектор, ученики будут падать при первой попытке сесть за руль.

Самоопределение, как и вождение на велосипеде, как и решение сложных математических задач – длительный практико-ориентированный процесс, в котором есть и падения, и подъемы. Основой процесса обучения является сопровождение ученика в практическом опыте – как тот отец, что придерживает велосипед рукой, а ребенок уже едет почти самостоятельно, но постоянно с волнением переспрашивает: «Папа, ты меня держишь?». «Держуууу….» – кричит в ответ отец, уже давно отставший, с гордостью смотрящий на успешное самостоятельное движение своего ребенка.

Самоопределение — это исключительно практические занятия, результатом которых являются шаг за шагом совершаемые мини акты самоопределения.

«Готовность выпускника к социально-профессиональному самоопределению – не просто центральный результат, но и главная ценность образовательной профориентации»

Этот тезис как нельзя больше заставляет усомниться в существовании как таковой «образовательной профориентации», потому что возникают сомнения в адекватности понимания того, чем она все-таки занимается.

«Готовность к самоопределению» — в данном тезисе воспринимается либо как «готовность к учебе езде на велосипеде», и за этой готовностью потом последует длительный процесс набивания шишек, страхов, брошенной практики и нового начала борьбы за самостоятельную езду на двух колесах. То есть в данном случае это лишь психологическая готовность к чему-то новому, не подтвержденная практикой. Но такая готовность к самопознанию и так обеспечивается возрастными потребностями изучать самого себя, поэтому её упоминание в контексте тезиса выглядит абсолютно бессмысленно.

Либо под «готовностью» подразумевается уже полученный опыт и сформированный навык самой «езды». Но тогда зачем использовать слово «готовность», когда надо прямо говорить, что «результат и ценность» — свершившийся акт самоопределения словно сформированное умение ездить на велосипеде, которое, как известно, остается с нами на всю жизнь — даже если много лет не практиковался, всё равно знаешь: сядешь и поедешь.

«Формула воздействующей профориентации – самоопределение с заранее заданным результатом».

Этим тезисом автор или возвышает «воздействующую профориентацию», или опять неверно использует понятие «самоопределение», в котором первая составная часть «само-» не случайная, а главная.

В концепции «самоопределения» всё заключено вокруг процесса самопознания, то есть осознанного анализа и принятия как своих собственных личных качеств и психофизических особенностей, так и глубинных ценностных установок и смыслов. И «заданный результат» в этом процессе может быть только один — довести до самого конца процесс самопознания, не бросая подростка после его первого падения с «велосипеда самоопределения».

Скорее всего в этом тезисе путаются два понятия: «самоопределение» и «выбор», которые являются независимыми друг от друга и даже с большой натяжкой не ортогональны по отношению другу к другу.

Можно самоопределиться — понять себя, свои способности, свои мечты и цели, но при этом осуществить выбор, не связанный с самоопределением. Например, некто знает, что он человек мира и своей родиной считает планету Земля, но фактический выбор его гражданства остается по месту рождения. Аналогично с другими типами самоопределения и типами выбора, в том числе профессиональным.

Сохраняя справедливость, стоить отметить, что процесс личностного (а значит и любого иного на его базе) самоопределения — существенно детерминирован (предопределен) тем, что в концепции самоопределения называется социокультурным пространством, со всей совокупностью определяющих его слоев: начиная от языка (sic est мышления), традиций, законов, ритуалов и завершая ярко выраженными социокультурными факторами (СКФ — значимые события, оказывающие влияние на трансформацию представлений социума об окружающем мире и о своём месте в этом мире).

В свое время была рассмотрена модель социокультурного пространства в динамике (на шкале времени рассматривалось несколько поколений россиян) и замерялось влияние ряда значимых СКФ (например, пропагандируемые достижения стахановского движения, первый полет в космос или ряд ярких телесериалов на заре 90-х) на осуществляемый профессиональный выбор молодежи. Таким образом была доказана однозначная корреляция между профессиональным выбором (а может даже и самоопределением) и социокультурным пространством.

Возвращаясь к теме, еще раз подчеркнем, что понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональный выбор» — не являются ни тождественными и ни взаимозаменяемыми. Это очень разные сущности и смешивать их недопустимо.

Сделанный выбор не означает его осознанность и самобытность вследствие процессов самоопределения. Также состоявшееся (и продолжающееся всю жизнь) самоопределение не означает выбора в полном соответствии с внутренними представлениями о себе.

«Из трёх профориентационных парадигм одна является псевдо-самоопределенческой — это воздействующая профориентация и две – полноценно самоопределенческими: консультативная и образовательная»

Еще один тезис, подрывающий смысл концепции самоопределения.

Попытка отнести «консультацию» к «самоопределению» крайне неверная, так как искажает представления и о консультации, и о самоопределении.

Консультативная профориентация даже теоретически не обслуживает процессы самоопределения. Консультация по своему определению носит точечный и ограниченный во времени характер действий, в то время как самоопределение, в основе которого длинный путь самопознания, представляет собой затяжной и непростой процесс, требующий постоянного сопровождения, а не разовой консультации.

Если заменить консультанта на наставника (коуча), а разовые консультации на многолетнее сопровождение — тогда да, именно это и будет сопровождением личностного самоопределения. К слову, тогда и основной инструмент консультанта (тестирование) меняется с разовой диагностики на векторную диагностику, а главным форматом занятий станут инициирующие дискуссии и вытекающая из них практика самопознания.

А консультационная профориентация остается только консультацией: информационным воздействием локального характера. И если в результате консультации осуществляется профориентационный выбор — это совершенно не означает, что произошло профессиональное самоопределение.

* * *

Возражение 3: «Полноценная модель образовательной профориентации на практике не реализуема (…)»

«В самом серьезном
и самом правильном мышлении
может наблюдаться полнейшее
отсутствие содержания».
А. Шопенгауэр

С нашей точки зрения сложно оценивать данное возражение, так как какой-либо внятной конкретизированной «модели образовательной профориентации» как таковой не существует. Есть тезисы, что она не воздействующая и не консультативная, и, как мы прочитали выше, в ней заявляется о «готовности» без самого акта самоопределения, что звучит несколько бессмысленно.

Хотелось бы (вместе с автором или от его лица) обратиться к возражающим: как они могут что-то опровергать и рассуждать о реализуемости, если внятного предмета для обсуждения не существует? Что конкретно они вкладывают в совокупное понятие «образовательной профориентации» (напомним, построенное по остаточному принципу «всё кроме воздействующего и консультационного») и что из этого «не реализуемо»?

Автор статьи не отвечает прямо на поставленный вопрос (возражение), а уходит в рассуждение о том, «кто на самом деле может быть заказчиком образовательной профориентации». И дает ответ: заказчиком профориентации «должно выступать гражданское общество». И мы с ним согласны.

Однако в конце раздела автор «разворачивается» на 180 градусов и дает противоположный тезис: «Если заказчик один, и это не сам оптант — значит, это воздействующая профориентация». Чем не устраивает гражданское общество как единственный заказчик? Только, конечно, не профессионального выбора, а личностного самоопределения, внутри процессов которого, как мы знаем, есть место и для профессионального.

В этом же разделе хотелось прокомментировать еще один тезис, подрывающий адекватное понимание «концепции самоопределения». Автор пишет:

«Если профориентация реализуется на основе длительной, многолетней программы (например, продолжительностью не менее 3 лет), значит, она является образовательной»

Оставим в покое критическое возражение, что процесс должен определяться качественными характеристиками, а не количественными, типа продолжительности во времени, и сразу скажем, что для самоопределения коротенького этапа в три года категорически недостаточно.

А любые попытки «ускорить» процесс самоопределения или пропустить какие-то этапы этого процесса, чтобы поскорее перейти к результатам, — строжайше запрещены, так как приводят к крайне негативным последствиям, а «жертву эксперимента» – в надежные руки психологов до конца жизни.

У нас и так существует проблема с самоопределяющимися взрослыми, у которых был пропущен или не доведен до конца процесс личностного самоопределения (ЛСО), в результате которого они страдают от так называемых кризисов «среднего возраста» и иже, хотя фактически это кризисы ценностно-смысловой идентификации, которые ногами растут из отсутствия своевременного сопровождения процесса ЛСО в подростковом возрасте.

Из всех существующих методик самоопределения во взрослом возрасте всего одна модель показала работоспособный результат [4]. Но вместе с результатом была получена формула, показывающая, что несвоевременный процесс ЛСО всегда требует существенно больше времени и ресурсов, чем своевременный. И что многие инструменты, а вместе с ними и пласты ЛСО, все равно во взрослом возрасте останутся недостижимыми (о том, как плачевно заканчивались попытки полноценного самоопределения взрослых, отлично описано Анной Фрейд и последователями ее школы детского психоанализа еще семьдесят пять лет назад).

Еще раз отметим, что если программа самоопределения продолжительностью всего 3 года, то она профанационная, вне зависимости от всех ее «оптик».

Вообще, гораздо большей практичностью обладает разделение не на трихотомию оптик (тем более, если третья категория сформирована по принципу «всё остальное, прочее»), а дихотомическое разделение: результативная профориентация и профанационная.

К результативной можно отнести ту, в результате которой запускается и сопровождается процесс самопознания, выстраивается адекватная картина мира (в том числе и мира профессий и труда в целом), и в этом процессе происходит самоопределение всех типов. А к профанационным практикам можно отнести все те, в которых конкретные психологические процессы не обслуживаются с учетом возрастных особенностей и потребностей, и результата самоопределения нет. Хотя профессиональный выбор может состояться.

Интересно, что, учитывая природную «сопротивляемость» подростков и так называемую «реверсивную психологию», очень часто реакцией на «воздействие» является инициация процессов самопознания, самоидентификации (а в итоге – самоопределения).

Таким образом, ракурс «работает — не работает» более информативен, чем обсуждение трех оптик, элементы каждой из которых могут как способствовать ЛСО, так и оставаться профанацией.

«Абстрактная картина «готовности к профессиональному самоопределению» должна набраться конкретики не в кабинетах учёных-методистов-разработчиков, а в обсуждениях за круглым столом»

Как мы уже описали выше, «готовность к самоопределению» — это оксюморон, и он не стоит того, чтобы тратить на него время. Правда, кого садить за круглый стол автор не указывает. Если это способ занять чиновников — то это отличная идея.

* * *

Возражение 4: «Введенный в школах с 2024 г. Профориентационный минимум неэффективен. Что, в свою очередь, доказывает неэффективность модели «профориентация в рамках школьного образования» и концепта образовательной профориентации, на которую эта модель опирается»

«Один человек варил суп.
Зачерпнул половник и попробовал.
Суп оказался недосолен.
Он посолил суп, и снова попробовал из половника.
И так несколько раз.
Пока он не выпил недосоленный суп из половника,
а в котле оказался пересоленный суп».
Китайская притча

Хотелось бы огородить автора возражения от возможности попасть впросак:

  • «Профориентационный минимум» вводили в школы в 2023 году.
  • А в 2024 больше такого слова больше не существует. В августе его заменили на «Единую модель профориентации», судорожно выпиливая сочетание «профминимум» из сайта и методичек. О чем свидетельствуют смешные ошибки в разного рода документах проекта.

Нам кажется, что само возражение – глупое, конечно, по своей сути — является прекрасным доказательством наличия гораздо большего количества «оптик», кроме двух и одной остаточной.

Думаю очень многим проектам будет «неуютно» находиться в одной обобщающей категории с «Единой моделью…» — слишком большие различия и смыслового, и содержательного характера, и, разумеется, результата.

Возможно, все-таки, целесообразно таксономизировать «третью оптику», но не будем уподобляться китайскому повару.

К слову, стоит заметить, что «неэффективность» проекта «Единая модель профориентации» очень спорная — проект стремительно трансформируется и качественно, и количественно [5], поэтому оценивать и выносить окончательный вердикт явно преждевременно.

* * *

«Говори, что думаешь,
но думай, что говоришь»
Народная мудрость

ЗАПОЗДАЛЫЙ ДИСКЛЕЙМЕР

Автор данной статьи с большим уважением относится к личности Игоря Станиславовича, как и к другим разработчикам концепции образовательной профориентации. Но мизантропия, асоциальный образ жизни, самоирония и часто неуместное чувство юмора, предпочтение давно ушедших авторов живым и другие особенности личности автора делают тексты похожими на неуважительные.

Это категорически не так, и один из принципов «Школы самоопределения Ориентирус» учит оценивать поступки, но не личности. Принципы школы учат говорить правду по ценностным вопросам — в первую очередь самому себе. И только использовав «сито Сократа» — другим. И только лишь с одной целью, сформулированной в 10 пункте ценностей таллинской школы В. Тарасова.

Литература

[1] А. Шопенгауэр «Эристика»
[2] А. Шопенгауэр «Parerga und Paralipomena». Гл. XXII. О самостоятельном мышлении
[3] VI Всероссийская конференция «УчимЗнаем». https://nvgm.ru/uchim-znaem-2024/
[4] Так называемый «израильский эксперимент» (по месту проведения), организованный совместно с Г.В. Резапкиной и описываемый к книге «Грани личности».
[5] Обзор «Единой модели профориентации» (бывший «Профминимум») https://crcg.ru/profminimum-i-bilet-2024/

_____________________________

Статья в сокращении. Редакция 3.
Полные версии и предыдущие редакции в репозитории Навигатум.
Смирнов А. Ю., 2024

* * *

Опрос «Образовательная профориентация»

Приглашаем уважаемых читателей принять участие в опросе:

Вернуться ко всем новостям
tg