По устоявшейся традиции осенью в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина прошла Всероссийская научно-практическая конференция по профориентации. В этом году она называлась «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в условиях модернизации системы профессионального образования». Организаторами снова выступили «Российская академия образования», НОЦРО ВШГУ РАНХиГС и др.
Ну а я в третий раз публикую свои заметки по итогам прошедшего мероприятия.
К сожалению (или к счастью) в этом году не получилось подключиться онлайн. Поэтому дождалась записи конференции и посвятила несколько выходных погружению в доклады ученых, руководителей проектов, учителей и т.д., занимающихся вопросами профориентации.
Если кто-то, как и я, захочет посмотреть выступления, прилагаю ссылку на папку с записями трансляций и некоторыми презентациями.
Теперь к заметкам, но с двумя оговорками:
1) напишу не обо всех докладах,
2) регалии выступающих буду писать не полностью (их можно прочитать в программе конференции, которая размещена в папке по ссылке выше).
И начну с того, что показалось наиболее интересным.
Жемчужиной этой конференции считаю презентацию благотворительного проекта Полигон Практик Будущего г. Королёв. Чем он зацепил?
Это среда, похожая на кружки в доп.образовании, но ребята там могут находиться почти весь день. У них нет учителей, а есть наставники и задания.
Ребята занимаются разными проектами. Например, сделали красивый ремонт помещений, в которых они занимаются, обустроили там же мастерские, организовали огород на крыше, провели систему видеонаблюдения в здании и т.д.
Пока слушала выступление, вспоминала «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко 😊
Понимаю ограничения, по которым такие практики не могут получить массового распространения. Но здорово, что подобные проекты существуют. Возможно, кто-то тоже вдохновится и будет реализовывать в своих городах/районах.
Доклад можно посмотреть в видеофайле «17.10.2021 444» по указанной выше ссылке. Тайм-код выступления: с 05.15:55 до 05:25:56.
Далее буду придерживаться хронологического порядка, но пропуская некоторые из докладов.
Конференцию открыло видеоприветствие О.Ю. Васильевой (президент Российской академии образования).
Некоторые ее фразы:
На профориентацию, как и на воспитание, сегодня смотрят как на факторы экономического развития.Перед системой образования стоит задача учета интересов всех заказчиков. Среди которых работодатели, представители ряда отраслей и региональных экономических систем. Всё чаще слышат и о новых требованиях со стороны родителей.
Чтобы профессиональный выбор был успешным готовиться нужно в начальной школе и даже старшем дошкольном возрасте.
Задачи образования и профориентации переплетаются: она должна быть воспитывающей, обучающей, развивающей – т.е. образовательной.
В ходе выступления Ольга Юрьевна презентовала «Концепцию развития личности ребенка в семье», а также призвала к совершенствованию Единой модели профориентации.
Всё выступление можно посмотреть в том же видео с 00:07:34 по 00:12:00.
Следующий заинтересовавший доклад – «Профориентация: ожидания и реальность» В.Г. Мартынова (ректор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина). Он рассматривал роль профориентации в глобальных процессах и параллельно отмечал существующие проблемы. Выписала некоторые тезисы:
Профориентация не должна заканчиваться на выборе вуза, а должна быть в течение всей жизни.
Общество не знает, что востребовано сейчас, а что будет востребовано через 20 лет. Есть некоторые публикации АСИ о профессиях будущего, где людей ориентируют чёрте на что.
Окружающая среда – это СМИ. На что они нацеливают людей? Да, молодежь не смотрит телевизор, но на что ориентировать среднее поколение, которое потом ориентирует молодежь?
Минэк и Минфин должны поддерживать профориентационную работу. Не могут органы образования одни решать задачи по долговременному планированию ресурсов.
Сместились идеалы с человека коллективного в сторону личности автономной. Опасный тренд на самореализацию в индивидуальном творческом проявлении. Тем самым обесцениваются специальности, связанные с коллективной деятельностью.
Тайм-код: с 00:19:35 по 00:47:30.
Особое внимание уделила выступлению Н.С. Пряжникова «Поддержка профессионального самоопределения в течение жизни и профориентация взрослых».
Его тезисы:
В профориентации тумана пока много.Могут быть параллельные профориентации.
Чем больше государство будет заботиться о профориентации в самом хорошем смысле, тем больше рисков возникновения единообразной профориентации, что будет перечеркивать внутренние движущие силы развития.
Близка идея образовательной профориентации, но нужно ее обогащать.
Тезисов выписала мало, но сохранила всю презентацию, т.к. он приводил профориентационные проблемы в разрезе разных возрастов, начиная с дошкольного и вплоть до мемориального бессмертия.
Отдельно Николай Сергеевич коснулся вопроса своевременности обсуждения проблем самоопределения. Например, стоит ли со старшеклассниками говорить о проблемах студентов? Стоит ли ворошить уже пропущенные этапы? Сказал, что по Климову вся профориентация направлена в будущее. Но может быть стоит это оспорить, т.к. сами классики обижаются, что их идеи не развивают. Привел риски опережающей и запаздывающей постановки проблем самоопределения, а также возможные варианты решений.
Тайм-код: 01:58:45 – 02:13:45.
И.С. Сергеев (ведущий научный сотрудник НОЦРО ВШГУ РАНХиГС) поделился результатами исследования публикаций по теме профориентации на платформе elibrary.ru с целью выявления трендов.
Некоторые тезисы:
Набирают обороты применение диагностических методик (тестов). Т.е. продиагностировали детей и «раскидали» их по профилям.Среди авторов и соавторов появились работодатели.
Удивительно, что по детским садам публикаций больше, чем по школам (хотя в детском саду дети проводят около 4 лет, а в школе 9-11).
Наблюдается феномен «информационных пузырей». Огромное количество практик замыкается в себе (каждый вуз ссылается только на себя, если статья про инженерную профориентацию, то только про инженерную, и т.д.). При этом в статьях нет общего методологического основания, а оно есть: работы Климова, Пряжникова, Чистяковой, Резапкиной. То же самое в педагогике, в психологии. Выявлена потрясающая методологическая неграмотность авторов научных статей.
В завершение прозвучал призыв ко всем практикам:
Тайм-код: 02:39:55 – 03:00:53.
Пленарная часть конференции мне запомнилась тем, что много внимания уделяли различным проблемам. И это важно. Нравится, что рассматриваются различные подходы в профориентации. Уверенно говорили о необходимости профориентации, начиная с дошкольного возраста и продолжая всю жизнь. Были озвучены идеи отмены некоторых нововведений (например, вернуть возможность предприятиям влиять на выбор студентов, поступающих по целевому направлению). Но жаль, что вся тема конференции была посвящена только профессиональному самоопределению, упуская важнейший пласт личностного самоопределения.
Далее были секционные выступления по темам:
- Партнерское и межведомственное взаимодействие в рамках единой модели профориентации.
- Сопровождение профессионального самоопределения студентов и взрослых: проблемы и решения.
- Предмет «труд (технология)»: обучение, воспитание, сопровождение профессионального самоопределения.
- Результаты образовательной профориентации и их оценка.
- Траектории профессионального развития в условиях трансформации образовательной среды (г. Саранск).
Интересно, что среди докладчиков были представлены почти все участники профориентационного процесса: детские сады, школы, центры доп.образования, колледжи, вузы, корпорации и др.
Краткие итоги секций можно послушать на видео с 5:55:15 – 06:27:00.
Буду рада комментариям и дополнениям, совместному обсуждению тем, поднятых на конференции.
_____________________________
Киреева А.А., 2024