Сейчас весь деловой мир обсуждает проблему перегретого рынка труда: нет нужных сотрудников.
Начались ценовые войны и на существующих специалистов выходят «охотники за головами», чтобы переманить с одного предприятия на другое.
Даже между отраслями – особенно в производстве – идет борьба за массового сотрудника, которого на всех не хватает.
Решить вопрос за счет мигрантов, у которых не хватает требуемой квалификации, для которых нет механизмом соцадаптации, обучения и т.д. — тоже пока не удается.
В добавок ко всему ещё и современная профориентация наносит «удар под дых»: большая часть выпускников, лишенных даже задатков личностного самоопределения, внезапно начинают подвисать на последних курсах колледжей и вузов с вопросом «а что я тут вообще делаю?». И если ответ на него — «уйти», то на последующий вопрос «а что я хочу делать?» — ответа так быстро не найти.
В школах у нас учат многому, кроме самого важного урока – умения «знать себя, понимать себя и принимать себя».
К вопросу о производительности труда
Как вы думаете, какой сотрудник работает эффективно — тот, который занял рабочее место «по накатанной» или «от безысходности», или тот, который пришел целенаправленно, увлечен задачами и процессами внутри профессиональной деятельности, чей профессиональный рост влияет на рост самореализации?
«Взгляд с насеста» или противоречие, которого нет
Существует противоречие, которое часто замечают люди с солипсической картиной мира и когнитивными ошибками (атрибуции и другими). Они говорят примерно следующее: «Ха! Хорошо, когда ты выбрал работу программиста или ученого — тогда, да, конечно, будешь вприпрыжку бежать на работу. А вот каково несчастным токарям, водителям, курьерам, …» — далее перечисляются профессии, наиболее непривлекательные для речистого диванного мыслителя.
Однако опросы, проведенные как среди подростков, так и среди взрослых, показывают, что как раз очень незначительное количество людей выбирают ученых или тому подобное, а, наоборот, у большинства более массовые предпочтения — например, к вождению автомобиля (вот вам и супервостребованные водители и водители-курьеры); многие любят работать с техникой; две третьих не имеют мотивации к руководящим должностям и «амбициозным профессиям».
Очень большое количество людей склонны к монотонной работе в одиночестве в течение рабочего дня и обладают всеми качествами, нужными для работ на производстве. Но наши «образованные» диванные аналитики, которые сравнивают остальных с собою (а не себя с остальными), уверены, что никто не хотел бы провести «весь день у станка». Да нет же, хотел бы, и с радостью, да еще и за сегодняшнюю зарплату. Да вот только в школе и в медиа сказали, что надо идти в менеджеры и программисты. В итоге появляются еще одни «ненужные люди» и малоэффективные работники.
Профориентация как метод повышения производительности труда
Другими словами, у нас есть огромный потенциал для перераспределения молодых людей в соответствии с их реальными предпочтениями, их реальными возможностями, их способностями и склонностями.
Механизмы профориентации, которые помогают в этом распределении, достаточно простые:
- Технологии и инструменты личностного самоопределения позволят за годы средних и старших классов разобраться в себе примерно на уровне греческих мудрецов (читали про эволюцию орудий труда? Там, где в древности нужно было быть гением, чтобы что-то открыть, сегодня достаточно воспользоваться готовой технологией, чтобы получить нужный результат).
- Диагностика профессионально важных качеств с привязкой к реальному миру видов деятельностей (профессий). А не то безумное количество тестов, предлагаемых сегодня школьникам, результат которых не отличается от предсказаний гороскопа.
Именно поэтому мы предлагаем профконсультантам, педагогам-навигаторам и всем тем, кто занимается профориентацией, познакомиться поближе с 4 ключевыми темами:
- Методика и инструменты личностного самоопределения.
- Рынок труда и мир профессий с точки зрения — какие типы профессий существуют (а их не пять, как у Климова, но и не двести тысяч, как уникальных вакансий на рынке труда).
- Диагностика профессионально важных качеств.
- Научный подход в «предсказаниях» профессий будущего, чтобы не попасться на очередную ловушку футурологов, ориентировавших всех на «проектировщиков дирижаблей» и «похоронивших» курьеров, которые сейчас состоят в основном из выпускников колледжей и вузов благодаря гонкам зарплат.
Наша с вами «умная» профориентация способна помочь стране с кризисом кадрового голода и низкой эффективности. Но, пожалуй, более значимо то, что она поможет нашим близким и нашим детям идти на работу с улыбкой и ощущать себя на своем месте.
Послесловие
Возможно, вы обратили внимание, что большинство наших мероприятий – вебинаров и мастер-классов — бесплатное. Но у нас запланированы четыре встречи с человеком, который возглавляет передовые исследования рынка труда и диагностики компетенций. Эти встречи предполагаются платными, но на каждой из них можно будет получить не только «набор теорий», но и конкретные методики и решения для профориентации.
Приглашаем Вас познакомиться с этими встречами и оставить предварительную заявку на участие:
- Профессии будущего и законы развития труда.
Автор расскажет, как школьники сами могут составить карту профессий будущего, используя научных подход. - Как не потеряться в мире профессий?
На этой встрече Вы познакомитесь с таксономией профессий и выделите главные направления трудовой деятельности, о которых надо знать каждому школьнику. - Профессионально важные качества и компетенции.
Вы узнаете, какие качества являются наиболее распространенными. Как узнать формулу качеств у профессии. И как диагностировать качества и компетенции. - Основы «рынка труда» для решения профориентационных задач.
Это экскурс в то, как уметь «понимать и читать» рынок труда. Как отделять «зерна от плевел», на что обращать внимание и как интерпретировать рынок труда для задач профориентации и консультирования.