Смысл, вкладываемый в понятие «профориентация», уже давно потерял свою актуальность.
Сегодня «профориентация» не имеет реальных механизмов воздействия для реализации, декларируемых ею целей и задач.
Более того, современная «профориентация» не имеет даже фундамента, на который может опереться, и подобна карточному домику, что разлетится при слабом порыве ветра.
Если объективно посмотреть на «профориентацию» сегодня, то со всей очевидностью следует признать, что это тупиковая, изжившая себя деятельность.
В чем заключается тупик профориентации?
В самой природе своего происхождения.
Как декларирует свои цели профориентация сегодня?
Она якобы нацеливается на «профессиональное самоопределение», когда оптант, сопровождаемый профориентацией, становится готовым к «осознанному, согласованному и адекватному» (относительно своих способностей, качеств и т.п.) профессиональному выбору, и совершает его[1].
Но вот какая незадача возникает: профессиональное самоопределение — это сугубо вторичный процесс в более сложном и в существенно более масштабном процессе самоопределения личностного, которое дает старт всем типам самоопределения (а их немало), в том числе и профессиональному.
Личностное самоопределение – это в первую очередь осознанное и реалистичное понимание и принятие себя, осознание своих ценностей и убеждений, смыслов и мотивов, понимание своих сильных и слабых сторон, и т.д. Без прохождения этапов личностного самоопределения не может сложиться самоопределение профессиональное. Выбирая профессию без понимания себя – значит столкнуться в будущем с постоянным перебиранием рабочих мест и профессий в поисках того, «а что же мне нравится?». |
Именно от успеха личностного самоопределения полностью зависит самоопределение профессиональное. Если своевременно пройдены необходимые стадии (этапы) личностного самоопределения, то и профессиональное завершится успешно.
Но область личностного самоопределения оказалась полностью за пределами влияния профориентации. «Не по Сеньке шапка», — говорили наши деды в подобных ситуациях.
«Не по Сеньке шапка»
Бояре, в своём честолюбивом стремлении отличаться от обыденных «Сенек», носили шапки высотой до полуметра. Ничем ментально не отличаясь от владельцев «шестисотых» в 90-е прошлого века.
К счастью, шапка «личностного самоопределения» как раз чаще доступна не боярским «беспризорникам», а детям тех семей, где есть время на душевные разговоры между членами семьи.
Профориентация, будучи изначально лишенной возможности хоть как-то влиять на личностное самоопределение (и даже не заикающаяся об этом), породила ситуацию классической профанации.
Результаты труда профориентации никак не влияют на заявляемые ею цели и задачи, так как последние целиком и полностью зависят от результатов работы куда более масштабной и глобальной деятельности — сопровождения процессов личностного самоопределения, а не от профориентации.
Как так произошло?
Исторический тупик профориентации.
В свое время (середина второй половины прошлого века) вопросы личностного самоопределения, с точки зрения технологии этого самого определения, брала на себя воспитательная деятельность в обычной школе, а помогала ей идеологическая надстройка в социокультурном пространстве.
Школа отвечала за осознание ценностей, расширение картины мира, определение и органичное развитие сторон, качеств и так далее для большинства учеников. Именно так были выстроены в стране образовательно-воспитательные процессы, а также весь досуг, быт и культура семьи и всего социума.
Вот тогда, в качестве надстройки к этому базису, была выделена профориентация как таковая, чьей ограниченной и узкой задачей стало информирование о мире профессий и труда, да профотбор.
В том ушедшем обществе профориентация выполняла распределяющую роль в общей системе государственного трудоустройства — решала «кому кем работать». Но вся её работа оказывалась возможной только благодаря существующему базису, который – осознанно или неосознанно – существовал и справлялся с задачей сопровождения ЛСО (личностного самоопределения).
Когда наши родители сменили высокие цели, декларируемые советским строем от лица всего человечества, на свои низкие филистерские потребности в колбасах и современных развлечениях, и произошла «перестройка»[2], то фундамент (базис) личностного самоопределения оказался потерян, разрушен, а пристройка к нему в виде профориентации внезапно стала существовать сама по себе. Ну а мы то все знаем, что такое «строить дом на песке» без фундамента…
«…уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Мф. 7:26
Сегодняшние администраторы и учёные, представляющие профориентацию перед лицом государства, прекрасно осведомлены о существующем положении дел, но возможности высказаться прямо вслух не имеют, оставляя эту миссию нам с напутствиями «ну только вы поосторожнее, а то …».
Что будет дальше с «профориентацией»?
Фактически у «кураторов профориентации» есть два очевидных пути: или отдать профориентацию тем, в чьи сферы входит личностное самоопределение (отдельный вопрос) или трансформировать самую себя.
Судя по резко возросшей частоте упоминаемого сочетания «профессиональное самоопределение» и сокращения количества упоминаний просто «профориентации», процесс пошел по второму пути. Следующим этапом отпадет слово «профориентация», останется только «самоопределение», которое затем наполнится всем ворохом типов самоопределений.
Но на пути такой реанимации профориентации, в попытке отрастить ей фундамент и опору, бенефициаров этого процесса ждёт несколько неприятностей…
Всё дело в том, что как профессиональное самоопределение является только подсистемой внутри системы личностного самоопределения, так и последняя тоже всего лишь подсистема более емкого процесса. И не воздействуя на него, «руководить» процессом самоопределения будет невозможно, как минимум в рамках управляемого «курса»[3].
Подробнее о надсистеме, в которую входит личностное самоопределение, мы рассказываем на нашем вебинаре.
А. Смирнов, 2024
(публикуется в сокращении)
[1] В последнее время, в попытках реанимировать профориентационную деятельность, профориентации начинают ставить задачу «формирования способности у оптанта осуществлять свой профессиональный выбор и в будущем». Абсолютно нереализуемая задача для профориентации по существу, что будет раскрыто далее ниже.
[2] Разумеется, смена курса с «идеалов человечества» на «panem et circenses» (хлеба и зрелищ) произошла не сама собой, а в том числе в результате участившихся сбоев в системе массового ЛСО: базис стал имитировать свою деятельность, а ее характер с массового и постоянного сменился на выборочный и дискретный.
[3] Хотя технически сопровождать этапы ЛСО и «раскрывать личность» новые «профориентаторы от самоопределения» сумеют, но как же хочется избежать этого предсказуемого удара головой (детей) о грабли… и все вытекающие проблемы для педагогов, которым отрабатывать новые придумки… Да и весь социум в целом бы оградить от этой инициативы…