Результаты тестирования Дневника профессий

tg 09 июня 2024

Дневник профессий помогает решить несколько важных профориентационных задач:

  • Посмотреть на профессию с 25 различных сторон, что даёт весьма «объемную» картину в изучении какой-либо профессии.
  • Определить «слабые» и «сильные» знания ученика как по отношению к изучению конкретной профессии, так и относительно общих понятий и категорий мира труда.
  • Инициировать изучение собственных предпочтений относительно обсуждаемых характеристик профессий в рамках процесса личностного самоопределения.

При создании дневника было разработано несколько его версий, которые отличались как по элементам содержания, так и оформления. Текущая версия дневника – седьмая.

Состав Дневника профессий

Дневник состоит из 2 частей: теоретической части, которая знакомит с 25 важными критериями оценки профессии (специальности, должности) и набора рабочих тетрадей (одна тетрадь на одну профессию), в которые удобно вносить описание анализируемых профессий.  Ученики могут накапливать рабочие тетради и подшивать в отдельное «профориентационное портфолио» после различных экскурсий на предприятия, профпроб или встреч с представителями профессий.

Первое знакомство с Дневником профессий всегда непростое:

  • Большинство учеников не знают, что такое «отраслевая» и «межотраслевая профессия» (одна из первых характеристик профессии). И это незнание – прекрасная тема для большой и содержательной беседы, чтобы объяснить, что есть профессии и должности, нужные в любой сфере деятельности, например: водитель, бухгалтер, секретарь, юрист, а также руководители. А есть профессии «привязанные» к конкретной отрасли, например: агроном, врач, учитель. Обсуждаем «плюсы и минусы». За одно повторяем известные нам отрасли (30 направлений трудовой деятельности, которые включают в себя сотни отраслей).
  • Большинство учеников путают группу профессий (врач, учитель) и саму профессию или специальность (врач-терапевт, учитель математики). В результате школьники не могут заполнить дневник. Ведь у группы профессий будут самые разные, даже противоречивые описания (врач-хирург отличается качествами от врача-терапевта, а учитель физкультуры по многим параметрам от учителя-математики). Так, на опыте ошибок, от обобщенных и абстрактных представлений о профессии, происходит переход к представлениям конкретизированным, осознанным.
  • Описание профессионально важных качеств – это набор «неизвестных» слов. Что такое моторика? Монотонный труд? Чем алгоритмическое мышление отличается от математического? (…). На конкретных примерах начинаем разбирать эти темы и даже сразу тестировать с помощью мячика: у кого развита ловкость (координация) рук, быстрота реакции, внимательность. А с помощью набора задач протестировали типы мышления и другие качества.

Основные «жалобы» педагогов возникли с таймингом занятий: успеть за один урок изучить и теорию, и попробовать на практике не получилось.

Варианты проведения занятий

Мы попросили площадки провести уроки по разной схеме:

  • Одни площадки пробовали заполнять сразу рабочую тетрадь, пропустив теорию. Интересным оказалось то, что школьники самостоятельно стали «гуглить» незнакомые слова, чтобы заполнить дневник. (К слову, о пользе телефонов на занятиях).
  • Другие площадки разбили теорию на части и за одно занятие проходили одну часть. Плюсы – глубже погружение в материал. Минусы – пока дошли до конца успели забыть, что было в начале. Ну и всё равно «теорию надо давать на практике» (с). Только решая практический вопрос интересно услышать теорию и разобраться в ней.
  • Еще одни площадки провели комбинированное занятие, когда заполнение дневника шло не про профессию — а про самого себя: свои предпочтения, свои представления об «идеальных» параметрах профессии. Было очень много инсайтов – как у учеников, так и у педагогов (относительно своих учеников).
  • Самым удивительным был эксперимент заполнения дневника во время встречи с представителем профессии: школьники задавали по дневнику вопросы, а представитель ерзал и думал, как быстрее закончить занятие с удивлением узнавал о своей собственной профессии много нового: для него это стал эмоционально-познавательный опыт рефлексии своей профессиональной деятельности. Школьники предложили «помучить» своих родителей, заполнив дневник по родительским профессиям.

По итогам получили много дополнительного фидбека, как улучшить дневник профессий для заполнения. Поэтому скоро выйдет новая версия!

Включайтесь в тестирование новых профориентационных инструментов — приглашаем инициативных педагогов стать нашими экспериментальными площадками.

Рекомендуемый вебинар по теме – Игровые инструменты профориентации.

Вернуться ко всем новостям
tg