В первом номере журнала «Интерактивное образование» за 2024 год вышло две статьи за авторством нашего центра.
Интеграция урока информатики и профориентационного анализа по теме «Анализ рынка труда. Профессии»
Материал размещен на страницах 43-47 и представляет описание и сценарий комбинированного урока информатики и профориентации. Ученики 6-11 классов могут с помощью весьма несложных команд на языке Python проанализировать базу данных вакансий (все ссылки и код представлены в статье), а в результате получить информацию:
- Сколько всего профессий на рынке труда
- Какие профессии самые актуальные
- Какой средний размер предлагаемой зарплаты в стране (или в конкретном городе)
- Какие требования предъявляются к соискателям
- Какие синонимичные названия профессий встречаются
- Какие самые крупные работодатели (в стране или в отдельном городе) и сколько всего работодателей
- И многое другое.
Предлагаются варианты проектной работы, распределенной среди команд, с подведением итогов, обсуждением результатов.
Роль рынка труда в профессиональном самоопределении
Эту статью (стр. 48-54) мы рекомендуем для профессиональных профориентологов. В ней представлены результаты научного исследования, в котором рассматривается число людей, работающих по полученной специальности.
В ходе исследования проанализировали резюме миллионов соискателей, размещенные за последние десять лет. Для анализа использовали специально разработанное программное обеспечение («Магуча»), благодаря которому были выделены три значимых корреляции, влияющие на процент работающих по специальности людей:
- Количество рабочих мест в регионе (городе) проживания соискателя.
- Размер оплаты труда по профессии относительно среднего размера оплаты труда в городе проживания.
- Конкурентность профессии: число соискателей, претендующих на одну вакансию.
Другими словами, нет «неправильных профессий». В одном городе по полученной профессии может работать до 90% получивших ее специалистов, а в другом городе, по этой же профессии, менее 40%.
Авторы делают вывод, что важнейшей профориентационной задачей является ориентация на актуальные и высокоточные данные по рынку труда каждого конкретного города.
Процитируем рекомендации авторов:
Нашим выводом является рекомендация об обязательном включении в профориентационную деятельность федеральных проектов («Профминимума» и «Билета в будущее») объемной, обновляемой и структурированной информации о рынке труда в разрезе населенного пункта каждого конкретного оптанта, включающей в себя:
- Индекс востребованности профессий. Ведь далеко не у всех новых «модных» профессий есть устойчивый спрос на рынке труда каждого населенного пункта.
- Актуальную информацию по средним предлагаемым зарплатам по профессиям, в том числе относительно средней зарплаты по всем профессиям в населенном пункте и в сравнении со средней зарплатой в России в целом и в областных центрах в частности.
- Данные по спросу и предложению на рынке труда: среднее количество вакансий по каждой профессии (уровень востребованности), среднее и прогнозируемое число соискателей (уровень конкурентности профессии).
- Информацию по условиям труда, характерным для востребованных профессий с учетом специфики конкретного населенного пункта (по месту проживания оптанта). По данным другого нашего исследования, построенного на опросах и фокус-группах, одним из ключевых факторов «отказа от работы» по полученному образованию являются не устраивающие соискателя условия труда, о которых не сложилось полного представления во время обучения на профессию.
Вся эта информация:
- доступна (открытые источники job-порталов «Работа России», API Head Hunter и других);
- не требует ресурсоемких вычислительных устройств. Изучение рынка труда ученики 8–11 классов способны провести самостоятельно на базе уроков информатики https://t.me/navigatumru/27);
- может быть реализована в онлайн-режиме с помощью цифровой модели рынка труда (https://1economic.ru/lib/119514).
Статьи доступны по ссылке: interactiv.su/новый-номер/
Журнал «Интерактивное Образование» № 1/2024
Подробнее об изучении рынка труда в целях профориентации можно узнать во время встречи с экспертом.